Информационное общество. Переход к информационному обществу Краткая история развития информационного общества

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Роль информации в развитии общества. Почему появление письменности дало толчок развитию науки и культуры. Как связаны развитие технологий и информационное развитие общества. Какие новые информационные возможности открыли перед обществом средства связи.

    презентация , добавлен 27.09.2017

    Место информации и данных в процессе информационного обмена общества. Понятие, функции и характеристики информации. Описание противоречий информационного общества. Анализ влияния средств информационного обмена на развитие систем общественных отношений.

    реферат , добавлен 12.10.2010

    Изучение роли средств массовой информации в современном обществе. Описание механизмов формирования общественного мнения. Исследование возможностей манипулирования общественным мнением СМИ в современном обществе на примере образовательного учреждения.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2014

    Возрастание объема информации. Представление об информационном обществе и его опасностях. Влияние процесса информатизации общества на развитие информатизации образования. Опасность большого влияния на общество со стороны средств массовой информации.

    реферат , добавлен 19.05.2011

    Осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии, формирование информационной культуры личности. Основные направления развития общества - эволюция, революция. Социальная сущность языка и письменности. Революция информационных технологий.

    контрольная работа , добавлен 16.11.2009

    Причины социальной деградации молодежи. Влияние средств массовой информации на развитие массовой агрессии. Факторы трудовой беспомощности молодого поколения. Проблема трудоустройства. Непатриотическое отношение к Родине. Программа по половому воспитанию.

    реферат , добавлен 07.05.2016

    Понятие информационной революции, ее роль в формировании информационного общества. Современные международные отношения в условиях развития информационного общества, дальнейшие перспективы данного процесса в современной России. Духовная безопасность.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2013

    Сущность информации и роль процесса информатизации в современном обществе. Информационная открытость и транспарентность власти как основа публичной политики. Государственная информационная политика в развитии информационного общества Российской Федерации.

    дипломная работа , добавлен 06.02.2018

1. Понятие, предпосылки возникновения и теории информационного общества

2. Черты информационного общества и его противоречия.

Начиная еще с середины 60-х годов западными социологами и социальными философами (Д. Белл, Д. Рисман, О. Тоффлер, А. Турен и др.) активно обсуждается вопрос о вступлении наиболее развитых стран в качественно иную стадию социального развития, охарактеризованную ими как “постиндустриальное” или “информационное” общество. Возникновению этих разговоров способствовал целый ряд факторов.

Во-первых, все тогда находились под впечатлением от быстрого развития науки и техники, о чем было сказано выше.

Во-вторых, в середине 70-х случился мировой энергетический кризис. Нефтедобывающие страны не пожелали продавать Западу содержимое своих недр за бесценок и взвинтили цены. В результате западная промышленность столкнулась с необходимостью срочного внедрения энергоэффективных решений в производстве и строительстве, а также с повышением рентабельности продукции. Преодолев этот кризис, западные страны вышли на новый технологический виток.

В-третьих, как раз в начале 70-х рухнула старая финансовая система (она звалась Бреттон-Вудской). В результате введения плавающих курсов доллар стал превалировать во всех международных расчетах и стал выполнять роль мировых денег. Таким образом, Запад получил почти безграничные возможности для экспансии. А для всякой экспансии, сочетающей экономические и политические аспекты, нужно соответствующее идеологическое сопровождение.

Ну и в-четвертых, СССР к этому времени настолько утратил импульс развития, что никакого противодействия с его стороны не предвиделось.

Информационное общество - термин, применяемый для обозначе-ния современного состояния индустриально развитых стран, связан-ного с новой ролью информации во всех сторонах их жизнедеятель-ности, качественно новым уровнем (размахом) производства, перера-ботки и распространения информации.

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний

Существует два подхода, по-разному трактующие историческое место информационного общества. Первый подход, выраженный Юрген Хабермасом , Э. Гидденсом , рассматривает информационное общество как фазу индустриального общества.

Второй подход, озвученный Д. Беллом и Элвин Тоффлером, фиксирует информационное общество в качестве совершенно нового этапа, следующего за индустриальным обществом (второй волны, по Тоффлеру).

Предпосылки становления информационного общества:


Черты информационного общества:

Интеллектуальный и творческий труд вытесняет труд индивидуума, непосредственно вклю-ченного в процесс производства;

Развитие сферы услуг;

Главным становится труд, направленный на полу-чение, обработку, хранение, преобразование и использование инфор-мации.

Творческое начало приобретает первенствующее значение в мотивации трудовой деятельности;

Создание новых потребностей и ценностей, новых отраслей экономики и сегментов рынка.

Изменение занятости населения;

Решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационнойлавиной и информационным голодом;

Обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

Главной формой развития станет информационная экономика;

В основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационнойтехники и технологии;

Информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

Формируется информационное единство всей человеческойцивилизации;

С помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

Реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

  • все большее влияние на общество средств массовой информации;
  • информационные технологиимогут разрушить частную жизнь людей и организаций;
  • существует проблема отбора качественной и достоверной информации;
  • многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества. Существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Теории информационного общества:

Юрген Хабермас немецкий философ и социолог

Как считает профессор У. Мартин, под информационным обществом понимается "развитое постиндустриальное общество", возникшее прежде всего на Западе. По его мнению, не случаен тот факт, что информационное общество утверждается прежде всего в тех странах - в Японии, США и Западной Европе, - в которых в 60-х - 70-х годах сформировалось постиндустриальное общество.

Уильям Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям.

  • Технологический: ключевой фактор - информационная технология, которая широко применяется в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.
  • Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается "информационное сознание" при широком доступе к информации.
  • Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.
  • Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.
  • Культурный: признание культурной ценнсти информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

При этом Мартин особо подчекивает мысль о том, что коммуникация представляет собой "ключевой элемент информационного общества".

Д. Белл :Определяет информационное общество через изменения, происходящие в настоящем обществе

Новый социальный уклад, базирующийся на телекоммуникациях

Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества.

Три аспекта постиндустриального общества особенно важны для понимания телекоммуникационной революции:

1) переход от индустриального к сервисному обществу;

2) решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических инноваций;

3) превращение новой “интеллектуальной технологии” в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений”.

Олвин Тоффлер "Третья волна"американский социолог и футуролог он подробно исследовал ответную реакцию общества на этот феномен и происходящие в обществе изменения

По мнению Тоффлера, развитие науки и техники осуществля-ется рывками, точнее сказать, волнами. с середины 50-х годов промышленное про-изводство стало приобретать новые черты. Во множестве областей технологии все более обнаруживается разнообразие типов техни-ки, образцов товаров, типов услуг. Все большее дробление получа-ет специализация труда. Расширяются организационные формы уп-равления. Возрастает объем публикаций. По мнению ученого, все это привело к чрезвычайной дробности экономических показателей, что и обусловило появление информатики.

Изучая рабочего информационного века, Тоффлер отмечает, что он более независим, более изобретателен, что он теперь не являет-ся придатком машины. Однако и информационному веку присуща безработица, причем проблема безработицы становится проблемой не столько количественной, сколько качественной. Дело уже не только в том, сколько существует рабочих мест, а в том, какого типа эти рабочие места, где, когда и кто может их заполнить. Се-годняшняя экономика крайне динамична, отрасли, которые испы-тывают депрессию, сосуществуют рядом с процветающими, и это затрудняет решение проблемы безработицы. Да и сама безработица теперь более разнообразна по своему происхождению.

В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену первой волне (аграрной цивилизации) и второй (индустриальной цивилизации) приходит новая, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации.

“Третья волна” несет с собой подлинно новый образ жизни, основанный на диверсифицированных, возобновляемых источниках энергии; на методах производства, которые делают устаревшими большинство фабричных сборочных линий; на какой-то новой (“ненуклеарной”) семье; на новом институте, который мог бы быть назван “электронным коттеджем”; на радикально преобразованных школах и корпорациях будущего. Формирующаяся цивилизация несет с собой новый кодекс поведения и выводит нас за пределы концентрации энергии,денежный средств и власти”

Т. Стоуньер ИНФОРМАЦИОННОЕ БОГАТСТВО: ПРОФИЛЬ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Существует три основных способа, которыми страна может увеличить свое национальное богатство: 1) постоянное накопление капитала, 2) военные захваты и территориальные приращения, 3) использование новой технологии, переводящей “нересурсы” в ресурсы. В силу высокого уровня развития технологии в постиндустриальной экономике перевод нересурсов в ресурсы стал основным принципом создания нового богатства. информационный обмен ведет к сотрудничеству. Информация, таким образом, - это ресурс, которым можно без сожаления делиться.

А. Турен : французский социолог

“...понятие постиндустриального общества... - здесь инвестиции делаются в иной уровень, чем в индустриальном обществе, то есть в производство средств производства.Организация труда затрагивает лишь отношения рабочих между собой, а потому и уровень, на котором действует производство. Постиндустриальное общество действует более глобально на управленческом уровне, то есть в механизме производства в целом. Это действие принимает две главные формы. Во-первых, это нововведения,то есть способность производить новую продукцию, в частности, как результат инвестиций в науку и технику; во-вторых, само управление, то есть способность использовать сложные системы информации и коммуникаций.

Важно признать, что постиндустриальное общество является таким, в котором все элементы экономической системы затрагиваются действиями общества само на себя.Эти действия не всегда принимают форму сознательной воли, воплощенной в личности или даже группе людей. Вот почему такое общество должно называться программируемым обществом, обозначение,которые ясно указывает на его способность создавать модели управления производством, организацией, распределением и потреблением; поэтому такого рода общество появляется на операциональном уровне не в результате естественных законов или специфических культурных характеристик, а скорее как результат производства, благодаря действию общества само на себя, его собственным системам социального действия”.

Основные этапы в информационном развитии общества. Информационные революции.

В истории человеческого общества несколько раз происходили радикальные изменения в информационной области, которые можно назвать информационными революциями.

Первая информационная революция была связана с изобретением письменности. Изобретение письменности позволило накапливать и распространять знания. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других. достигали более высокого культурного и экономического уровня. Примерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай. Позднее переход к алфавитному способу письма сделал письменность более доступной и способствовал смещению центров цивилизации в Европу (Греция, Рим).

Вторая информационная революция (в середине XVI в.) была связана с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной. Все это ускорило развитие науки и техники, помогло промышленной революции, Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу сознания общечеловеческой цивилизации.

Третья информационная революция (в конце XIX в.) была обусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния. Эта революция совпала с периодом бурного развития естествознания.

Четвертая информационная революция (в 70-х гг. XX в.) связана с появлением микропроцессорной техники и, в частности, персональных компьютеров. Вскоре после этого возникли компьютерные телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска информации.

В настоящее время в мире накоплен огромный информационный потенциал, которым люди не могут пользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Это привело к необходимости внедрения новых технологий обработки и передачи информации и послужило началом перехода от индустриального общества к информационному. Этот процесс начался с середины XX в.
Основные черты информационного общества.

В информационном обществе главным ресурсом является информация, это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, обработкой и передачей информации.
В качестве критериев развитости информационного общества можно перечислить следующие:
наличие компьютеров,
уровень развития компьютерных сетей
доля населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные технологии в своей повседневной деятельности.

Однако, следует отметить, что в настоящее время ни одно государство не находится в этой стадии. Ближе всех к информационному обществу подошли США, Япония, ряд стран Западной Европы.

Остановимся на основных тенденциях развития информационного общества.
Изменение структуры экономики и структуры труда

В информационном обществе деятельность человека будет во многом зависеть от умения эффективно использовать имеющуюся информацию. Использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности должно обеспечить доступ к достоверным источникам информации, избавить человека от рутинной работы, позволит ускорить принятие оптимальных решений, автоматизировать обработку информации не только в производственной, но и в социальной сферах. В результате этого процесса движущей силой развития общества станет производство информационного, а не материального продукта.
Этот процесс должен привести к созданию информационного общества, в котором главную роль будут играть знания и интеллект.

Развитие и массовое использование информационных и коммуникационных технологий:
создание телекоммуникационной инфраструктуры, включающей в себя сети передачи данных;
появление огромных баз данных, доступ к которым через сети получили миллионы людей;
выработка единых правил поведения в сетях и поиск н них информации.

Огромную роль в обсуждаемом процессе сыграло создание международной компьютерной сети Интернет. Сегодня она представляет собой колоссальную и быстрорастущую систему, число пользователей которой приближается к 200 миллионам человек. Информационные и коммуникационные технологии постоянно развиваются.
Свобода доступа к информации и свобода ее распространения.

Обсуждаемая проблема лежит больше в политической и экономической плоскости, нежели в технической, поскольку современные информационные технологии чисто технически открыли безграничный простор д.1я информационных обменов. Свобода доступа к информации и свобода ее распространения - обязательное условие демократического развития, способствующее экомическому росту, добросовестной конкуренции на рынке. Лишь опираясь на полную и достоверную информацию, можно принимать правильные и взвешенные решения в политике, экономике, науке, практической деятельности.

Огромное значение имеет свобода распространения информации культурно-просветительного характера. Она способствует росту культурного и образовательного уровня общества.
Рост информационной культуры

Современное понимание информационной культуры заключается в умении и потребности человека работать с информацией средствами новых информационных технологий. Она включает в себя гораздо больше, чем простой набор навыков технической обработки информации с помощью компьютера и телекоммуникационных средств. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию качественно, понимать ее полезность, достоверность и т. д. Существенный элемент информационной культуры - владение методикой коллективного принятия решений. Умение взаимодействовать в информационном поле с другими людьми - важный признак человека информационного общества.
Изменения в сфере образования.

Большие изменения произойдут в информационном обществе в сфере образования. Одна из принципиальных проблем, стоящих перед современным образованием - сделать его более доступным тля каждого человека. Эта доступность имеет и экономические, и социальные, и технологические аспекты. В силу своего динамизма информационное общество потребует от своих членов непрерывного на протяжении десятков лет, обучения. Это позволит человеку не отставать от времени, быть способным сменить профессию, занять достойное место в социальной структуре общества.
Изменения уклада жизни людей.

Формирование информационного общества существенно отразится на повседневной жизни людей. О том, насколько глубокими будут эти изменения, можно только догадываться. Так, массовое внедрение телевидения в 60-70-х годах XX века существенно изменило быт людей, причем не только е лучшую сторону. С. одной стороны, у миллионов людей появилась возможность доступа к сокровищам национальной и мировой культуры, с другой - сократилось живое общение, стало больше стереотипов, насаждаемых телевидением, сузился круг чтения. Недавнее достижение Интернет-технологий -поход за покупками реальных товаров в виртуальный Интернет-магазин - может развиться в информационном обществе вплоть до ликвидации современной системы торговли.
Информатизация.

Один из этапов перехода к информационному обществу - компьютеризация общества, которая предполагает развитие и внедрение компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов обработки информации и ее накопление.

Таким образом, под информатизацией общества понимают реализацию комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования членами общества достоверной информации, что в значительной мере зависит от степени освоения и развития новых информационных технологий.

Роль и значение информационных революций

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.

Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.

Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.

Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:

Переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

Миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

Создание программно-управляемых устройств и процессов.

Для создания более целостного представления об этом периоде целесообразно познакомиться с приведенной ниже справкой о смене поколений электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и сопоставить эти сведения с этапами в области обработки и передачи информации.

Справка о смене поколений ЭВМ.

1-е поколение (начало 50-х гг.). Элементная база - электронные лампы. ЭВМ отличались большими габаритами, большим потреблением энергии, малым быстродействием, низкой надежностью, программированием в кодах.

2-е поколение (с конца 50-х гг.). Элементная база - полупроводниковые элементы. Улучшились по сравнению с ЭВМ предыдущего поколения все технические характеристики. Для программирования используются алгоритмические языки.

3-е поколение (начало 60-х гг.). Элементная база - интегральные схемы, многослойный печатный монтаж. Резкое снижение габаритов ЭВМ, повышение их надежности, увеличение производительности. Доступ с удаленных терминалов.

4-е поколение (с середины 70-х гг.). Элементная база- микропроцессоры, большие интегральные схемы. Улучшились технические характеристики. Массовый выпуск персональных компьютеров. Направления развития: мощные многопроцессорные вычислительные системы с высокой производительностью, создание дешевых микроЭВМ.

5-е поколение (с середины 80-х гг.). Началась разработка интеллектуальных компьютеров, пока не увенчавшаяся успехом. Внедрение во все сферы компьютерных сетей и их объединение, использование распределенной обработки данных, повсеместное применение компьютерных информационных технологий.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль - информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

Информационная технология (ИТ) - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Телекоммуникации - дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи.

Примечание. Подробный анализ видов информационных технологий рассмотрен в подразд. 3.3 и 3.4.

Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека привели, с одной стороны, к росту потребностей в знаниях, а с другой - к созданию новых средств и способов удовлетворения этих потребностей.

Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

Как понимают ученые информационное общество

Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.

В реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце XX в. постепенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина информационного общества. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Любое жилище оснащено всевозможными электронными приборами и компьютеризированными устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины.

Пример 1.1. По данным социологического исследования, проведенного в США, уже сейчас 27 млн. работающих могут осуществить свою деятельность, не выходя из дома, а 1/3 всех недавно зарегистрированных фирм основана на широком использовании самостоятельной занятости. В США к категории самостоятельно занятых были отнесены: в 1980 г. - 5,7 млн. человек, в 1989 г. - 14,6 млн., а в 1995 г. - 20,7 млн. человек.

При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий.

Ряд ученых выделяют характерные черты информационного общества:

Решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

Обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

Главной формой развития станет информационная экономика;

В основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;

Информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;

Формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;

С помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

Реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду. Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

Все большее влияние на общество средств массовой информации;

Информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;

Существует проблема отбора качественной и достоверной информации;

Многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.

Существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями. Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Германию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из направлений государственной политики является направление, связанное с инвестициями и поддержкой инноваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций.

Информатизация общества

Понятие информации

Происходит от лат. «Informatio» - разъяснение, осведомление, изложение.

Информация – это сведения об окружающем мире, которые снижают степень неопределённости знания о нём.

Информация представляется в виде сообщений.

Сообщение – передача информации в виде рисунков, текста, чертежей, звука, цвета, энергетических и нервных импульсов и т.д.

Термин «информация» следует отличать от термина «данные». Данные тоже представляются в виде сообщений.

Данные – только хранятся, но не используются. Данные превращаются в информацию если они снижают степень неопределённости знаний о чём либо, т.е. приносят пользу и имеют смысл.

Напишем 10 шестизначных чисел и дадим товарищу. Для него это – данные. Теперь скажем ему, что это 10 телефонов фирм, где есть приличная работа. Тогда это станет информацией.

Снижение неопределённости знаний это первое свойство информации.

Информация всегда предполагает наличие источника и получателя. Это второе свойство информации.

Пути и процессы, которые обеспечивают передачу сообщений от источника к получателю, называются информационными коммуникациями.

Переход к информационному обществу.

В сфере обработки информации произошло несколько информационных революций.

Первая вызвана изобретением письменности, которая позволяет передавать информацию от поколения к поколению (примерно 3 тыс. лет до н.э.).

Вторая связана с изобретением книгопечатанья, которое позволяет многократно дублировать информацию (XVI век)

Третья обусловлена изобретением электрической передачи (телефон, телеграф, радио), которая позволяет мгновенно передавать информацию на большие расстояния (конец XIX века).

Четвёртая связана с созданием компьютеров, которые позволяют хранить большие объёмы информации и быстро их обрабатывать.

Последняя революция привела к созданию информационной индустрии, как производство технических и программных средств, информационных технологий для получения новых знаний.

Информационная технология (ИТ) – это описание, перечень этапов процесс получения информации нового качества на основе сбора, обработки и передачи данных.

В процессе развития общество проходит несколько стадий.

В индустриальном обществе более 50% трудоспособного населения занято в материальном производстве.

В постиндустриальном обществе более 50% трудоспособного населения занято в сфере услуг.

В информационном обществе более 50% трудоспособного населения занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации.

Информационное общество существует в США, Японии и Западной Европе.

После информационного общества следует ноосферное, в котором большинство работающих будет занято интеллектуальной деятельностью, получением знаний.

Информатизация общества – организованный процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан и организаций на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информатизацию следует отличать от компьютеризации общества.

Информационный потенциал общества

Информационные ресурсы, продукты и услуги.

Информационные ресурсы – документы и их массивы в информационных системах (библиотека, архив, фонд), т.е. документированные знания.

Информационные ресурсы являются стратегическими наряду с ресурсами материальными, природными, трудовыми, финансовыми, энергетическими.

Информационные ресурсы используются для создания информационных продуктов, как совокупностей данных, сформированных производителем с целью распространения.

Информационный продукт распространяется теми же способами, что и материальный, в частности с помощью услуг. Юридической основой информационной услуги должен быть договор между поставщиком и получателем.

Информационный рынок

Информационный рынок – это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда.

В отличии от торговли материальным продуктом здесь в качестве предмета обмена выступают информационные технологии и системы, (лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, сведения и т.д.).

Для информационного продукта важной, отличительной особенностью является лёгкость его копирования, в связи с этим к нему применяется авторское право.

Информационный продукт на рынке рассматривается в двух аспектах.

  1. Как материальный продукт.
  2. Как интеллектуальный продукт.

Инфраструктура информационного рынка делится на 3 части:

  1. Техническая (аппаратная).
  2. Программная.
  3. Коммуникационная.

Введение в экономическую информатику

Особенности экономической информации

Экономическая информация – это совокупность сведений о процессах производства, распределения и потребления материальных благ.

Управление экономическими объектами всегда связано с преобразованием экономической информации, для которой характерны следующие особенности:

1. Объёмность.

2. Относительно простая обработка.

3. Цикличность.

4. представление в виде текста и чисел.

Важной характеристикой информации является её адекватность.

Адекватность информации – степень соответствия информации реальному объекту окружающего мира.

Различается три вида и три меры адекватности:

  1. Синтаксическая (структурная)
  2. Семантическая (смысловая)
  3. Прагматическая (пользы)

Синтаксическая адекватность отражает формальные, структурные характеристики информации без связи с её смыслом и пользой.

Синтаксическая информация = данные.

Семантическая адекватность отражает смысловое содержание и обобщение информации.

Прагматическая адекватность отражает степень соответствия информации объекту. Она служит основой для принятия решений.

Единицы измерения и примеры трёх видов адекватности показаны в таблице 2.1.

Экономические информационные системы (ЭИС) и технологии (ЭИТ)

Понятие ЭИС

Система – это совокупность разнородных элементов, предназначенная для достижения единой цели.

Цель – это критерий, для которого достигается наилучшее его значение.

Понятие «наилучшего» эквивалентно понятиям «наибольшего» или «наименьшего», поэтому для цели всегда можно найти количественную оценку, например целью экономического объекта является максимум прибыли.

От цели нужно отличать понятие «функции».

Функция предполагает достижение заданного значения или диапазона, функция может не выражаться числом.

Например: «станок работает» - это функция; «станок работает с максимальной производительностью» - это цель.

Признаками системы являются следующие:

1. Элементы системы взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой.

2. Каждый элемент системы может рассматриваться как самостоятельная система. В этом случае функция элемента превращается в цель системы.

3. Система, как целое выполняет определённую задачу, которая не может быть сведена к сумме функций её элементов.

4. Элементы при взаимодействии могут изменять своё содержание и внутреннее строение.

Цель ЭИС – эффективный сбор, хранение, обработка и выдача экономической информации.

Одна ЭИС отличается от другой по виду экономической информации.

Примером ЭИС служит бухгалтерия предприятия. Она состоит из разнородных элементов: персонала, помещений, компьютеров, правил и инструкций.

Состав ЭИС

Подсистема – это часть системы, выделенная по какому-то признаку.

Подсистемы ИС, (в том числе и ЭИС) называются «обеспечениями».

ИС состоит из следующих обеспечений:

  1. Информационное обеспечение.
  2. Техническое.
  3. Программное.
  4. Математическое.
  5. Правовое.
  6. Организационное.
  7. Лингвистическое.

Информационное – система классификации и кодирования информации (система документации, схема информационных потоков, методология построения, организация хранения).

Техническое – комплекс аппаратуры, инструктивные материалы, обслуживающий персонал.

Программное – совокупность программных средств по управлению техникой и персоналом. Делится на: общесистемное и прикладное ПО.

Математическое – набор математических методов, моделей и алгоритмов, используемых в ЭИС.

Правовое – совокупность правовых норм, которые определяют создание, юридический статус и функционирование ЭИС, и регламентирует порядок получения, преобразования и использования информации.

Организационное – комплекс методов и средств, которые определяют взаимодействие работников с техникой и между собой в процессе эксплуатации ЭИС.

Лингвистическое – система языковых средств, которые используются для модификации и эксплуатации ЭИС, а также правил взаимодействия между техникой и персоналом (диалоговый интерфейс).

Нужно отметить, что границы между обеспечениями определены не жёстко. Некоторые элементы ЭИС можно относить к разным подсистемам.

Например: алгоритмы можно относить не к математическому, а к программному обеспечению. Должностные инструкции можно относить не к правовому, а к информационному или организационному обеспечению.

История развития ЭИС и ЭИТ

В соответствии с используемой для создания и передачи информации технической базой в развитии ЭИС и ЭИТ насчитывается пять этапов:

1. До середины XIX в. Ручная информационная технология.

Перо и бумага.

Почта и курьеры.

2. До начала XX в. Механическая технология.

Пишущая машинка.

Телеграф.

3. До 60х годов XX в. Электрическая технология.

Большие ламповые ЭВМ.

Телефоны и факсы.

4. До 80х годов XX в. Электронные технологии.

Транзисторные ЭВМ.

Автоматизированные системы управления.

5. С 80х годов XX в. Компьютерные технологии.

Персональный компьютер, периферия.

Компьютерные сети.

ЭИТ обработки данных

– это технология применяется для хорошо структурированных данных и стабильных алгоритмов обработки. Она применяется на уровне операционной и бухгалтерской деятельности, управления персонала низшего звена.

Особенности технологии обработки данных:

  1. Законодательством фирме предписано хранить информацию о своей хозяйственной деятельности.
  2. Хорошо структурированные данные.
  3. Стандартные процедуры обработки данных.
  4. Стабильность структур данных и алгоритмов.
  5. Основной объём работ выполняется в автоматическом режиме.
  6. Изолированность от других служб.
  7. Акцент на хронологию событий.

Основные компоненты ЭИТ обработки данных показаны на рисунке 3.1.


Для обработки данных используются следующие стандартные операции:

1. Фильтр – выборка данных по какому-либо логическому условию. Например выборка сотрудников у которых зарплата выше средней.

2. Сортировка – упорядочение данных по возрастанию какого-либо критерия. Например выдача списка сотрудников по алфавиту.

3. Группировка – объединение данных в группы по значениям какого-либо критерия. Например группировка списка сотрудников по подразделениям.

4. Обобщение – получение суммирующих, итоговых данных по группе. Например получение «ИТОГО» по ведомостям зарплаты.

5. Вычисление – получение новых данных с помощью формул и алгоритмов.

ЭИТ управления

С точки зрения кибернетики любой процесс управления сводится к взаимодействию управляемого объекта и системы управления. рис. 3.2.



Кибернетика – наука об управлении.

Система управления получает информацию о состоянии управляемого объекта, соотносит её с критерием управления, и вырабатывает управляющее воздействие.

Управляемым объектом например может быть: станок, цех, коллектив; критерием управления может быть план производства.

Управляющее воздействие – прямая связь, а состояние управляемого объекта – обратная связь.

Реализация прямой и обратной связи составляет основное содержание управленческих служб.

В основном используется технология, основанная на принципе отклонения, который заключается в выполнении четырёх этапов.

1. Планирование будущих характеристик работы.

2. Сбор и обработка данных.

3. Выявление отклонений плана и факта.

4. Принятие решений и выработка действий.

Для сокращения объёмов анализируемой информации применяется её обобщение (агрегирование). Обобщенные данные представляются в виде отчётов:

1. Суммирующих, где приведены итоги по группам данных.

2. Сравнительных, где приведены однородные данные, но из разных источников.

3. Чрезвычайных, где приведены ненормальные показатели.

Схема технологии управления – рис.3.3.


Информация из системы обработки данных


ЭИТ экспертных систем

Экспертные системы трансформируют опыт экспертов в какой-то области знаний в форму эвристических (опытных) правил.

Правило состоит из двух частей: условие и действие, и записывается в следующей форме: «Если Условие то Действие».

Отличие от технологии принятия решений состоит в следующем:

  1. Технология принятия решений опирается на знания пользователя. Экспертная система опирается на знания, которые пользователю могут быть не известны.
  2. Экспертная система может пояснять свои решения.
  3. Использован7ие нового вида информации – знаний.

Основными компонентами экспертных систем являются:

· База знаний

· Интерпретатор

· Модуль создания системы



База знаний содержит факты окружающего мира и логическую связь фактов в форме правил.

Интерпретатор обрабатывает знания, правила и команды.

Модуль создания системы служит для построения иерархии правил.

Автоматизация офиса

Компоненты автоматизации офиса:

  1. Компьютерные средства: текстовый и табличный процессоры, электронная почта, электронная конференция.
  2. Не компьютерные средства: ксерокс, факс.

Автоматизация офиса не заменяет существующей системы управления и делопроизводства, а дополняет и ускоряет её.

Принципу действия

По принципу действия ЭВМ делятся на три класса:

  1. Цифровые (ЦВМ)
  2. Аналоговые (АВМ)
  3. Гибридные (ГВМ)

Критерием деления является форма представления информации. При аналоговой форме значение характеристики во времени представлено величиной электрического напряжения U (рис. 4.1.а). При цифровой форме значение характеристики кодируется последовательностью импульсов в моменты тактовой частоты. (рис. 4.1.б).

значение

такты

t
t
значение

АВМ отличаются высокой скоростью и низкой ценой, неустойчивой работой и низкой точностью. При изменении напряжения значение характеристики в АВМ будет иеняться.

В ЦВМ падение напряжения слабо влияет на код характеристики.

Основы построения ЦВМ были заложены в 1946 г. фон Нейманом.

Принципы фон Неймана:

  1. Вся информация представляется в двоичной форме.
  2. Программа хранится в памяти компьютера, и может быть туда записана.
  3. программы могут обрабатываться также как числа.
  4. Иерархическая организация памяти.
  5. Арифметическое устройство конструируется на основе схемы сложения.
  6. Параллельная обработка нескольких разрядов двоичной информации.
  7. Иерархическая система машинных действий от базисных команд до составных процедур.

В настоящее время АВМ почти не используются.

Цифровая форма хранения информации сейчас используется в цифровых фотоаппаратах, телевизорах и видеокамерах.

Цифровой принцип ещё называют импульсным, а аналоговый – непрерывным.

Этапы создания

Этапы создания ЭВМ связаны с изменением элементной базы, которое в свою очередь сопровождалось уменьшением её размеров, и как следствие – увеличение быстродействия и снижения цены.

По этапам создания ЭВМ делятся на шесть поколений:

  1. 50-е годы XX в. Электронные вакуумные лампы.
  2. 60-е годы. Полупроводниковые транзисторы.
  3. 70-е годы. Полупроводниковые интегральные схемы (1000 транзисторов на схему)
  4. 80-е годы. Большие интегральные схемы (1000000 транзисторов на схему)
  5. 90-е годы. Многопроцессорные ЭВМ, обрабатывающие параллельно несколько потоков информации.
  6. Оптоэлектронные ЭВМ. (ещё не существуют, но разрабатываются)

В настоящее время используются и .

Назначение

По назначению ЭВМ делятся на три группы:

  1. Универсальные.
  2. Проблемно-ориентированные.
  3. Специализированные.

Предназначены для решения широкого круга задач: экономических, инженерных, математических.

Решают задачи по управлению техническими объектами (сборочные конвейеры, автомобили, ракеты, самолёты, станки с числовым программным управлением)

Решают строго-определённые задачи (калькуляторы, записные книжки)

Функциональные возможности

По функциональным возможностям ЭВМ делятся на:

  1. Сверхбольшие.
  2. Большие
  3. Малые
  4. Мини ЭВМ
  5. Сверхмалые (Микро ЭВМ)

Функциональные возможности ЭВМ определяются следующими техническими характеристиками:

  1. Быстродействие, измеряемая усреднённым числом миллионов операций за секунду (MIPS).
  2. Разрядность обрабатываемых чисел.
  3. Ёмкость и быстродействие основной памяти (Mb/sec.)
  4. Ёмкость и скорость доступа к внешним запоминающим устройствам.
  5. Пропускная способность узлов ЭВМ и устройств сопряжения.

Супер-ЭВМ обладает большой памятью и характеризуется большим числом параллельно-работающих процессоров (до 100 штук), они используются для управления большими распределёнными компьютерными сетями и для сложных научных расчётов.

Большие ЭВМ исторически появились первыми. Их элементная база прошла путь от электронных ламп до больших интегральных схем. Большие ЭВМ используются для решения научно-технических задач, для работы с большими базами данных, для управления компьютерными сетями.

В семидесятых годах XX века появились мини-ЭВМ.

Достоинства мини-ЭВМ: модульная архитектура, которая позволяла легко наращивать мощность ЭВМ и подключать дополнительные устройства; высокое отношение производительность/цена; повышенная точность вычислений.

Основные сферы применения ЭВМ:

  1. управление технологическими процессами.
  2. Автоматизированное проектирование.
  3. Моделирование объектов.
  4. Научные расчёты.

В настоящее время мини ЭВМ не используются. Их достоинства и сферы применения перешли к микро ЭВМ.

Микро ЭВМ – это ЭВМ на базе микропроцессора. Имеется два направления использования микро ЭВМ:

  1. Управление техническими объектами и процессами.
  2. Персональные компьютеры.

Персональные компьютеры

Персональный компьютер (ПВМ) – это ЭВМ на базе микропроцессора, которое предоставляет в единичное пользование все свои вычислительные ресурсы.

История создания ПК

В 1969г. Японская фирма заказала у фирмы Intel 12 логических схем. Инженеры Intel вместо 12 схем создали одну. Эта схема решала все 12 задач, более того в ней была предусмотрена программа изменения её функций. Таким образом, эта схема могла в зависимости от программы выполнять неограниченное число функций. Эта схема была названа – микропроцессором.

Процессор – это устройство, которое способно принимать и выполнять программу.

На базе микропроцессора фирмы Intel был создан комплект ALTAIR, он был снабжен разъемами, к которым должны были подключаться внешние устройства.

ПК впервые был создан в 1976г. двумя студентами Гарвардского университета.

В 1981г. фирма IBM наконец-то вышла на рынок персональных компьютеров.

Группе разработчиков разрешили использовать разработки других фирм.

Был принят принцип открытой архитектуры, который заключался в том, что принимаются стандарты на правила приёма и передачи информации, а также стандарты на электрические разъемы, а разработку внешних устройств поручить другим фирмам.

Особенности ПК

ПК задумывался как устройство универсальное и общедоступное. Поэтому ПК обладает следующими особенностями:

· малый размер

· малая цена (100 – 10000)

· высокая надёжность (5000 часов беспрерывной работы)

· индивидуальное взаимодействие с компьютером без посредников

· программная совместимость с миллионами других персональных компьютеров

· гибкость архитектуры, позволяющая создавать конфигурацию под нужные требования

· возможность эксплуатации без особых требований к окружающей среде

· способность объединяться в компьютерные сети.

Кроме семейства IBM PC существует семейство DEC, представителями которого являются ПК «макинтау». По конструктивным особенностям ПК делятся на стационарные (настольные) и переносные. Переносные делятся на:

· портативные (Nomadic)

· наколенные (Laptop)

· блокноты (Notebook)

· наладонные (Palmtop)

· записные книжки (Organizer)

Архитектура ПК

Дадим представление о структуре и функциях аппаратной части ПК

Структура ПК

Довольно долго при создании компьютеров для управления устройствами использовался принцип «звезды», в котором все устройства подключались к устройству управления (У.У.) и У.У. координировало их работу.


Для создания ПК использовался принцип «общей шины», в которой все устройства, в том числе и устройство управления, подключились к одному устройству – общей шине.

Устр. 1
Устр. 2
НГМД
генератор
Основная память
Адаптер НЖМД
Адаптер НГМД, таймер


принтер

НЖМД – накопитель на жестком магнитном диске; жесткий диск; винчестер.

Адаптер – устройство, преобразующее сигналы другого устройства в сигналы системной шины и наоборот.

НГМД – накопитель на гибких магнитных дисках, флоппи дисковод.

Таймер (часы)

Микропроцессор

Микропроцессор – это центральное устройство ПК предназначенное для управления всеми другими устройствами. В состав микропроцессора входят:

  • устройство управления (У.У.)
  • арифметико-логическое устройство (АЛУ)
  • микропроцессорная память
  • сопроцессор
  • интерфейсная система

Устройство управления (У.У.) формируют и подают во все блоки компьютера, в другие части микропроцессора в нужные моменты времени сигналы управления.

АЛУ выполняет все арифметические и логические операции над целыми числами и символами.

Микропроцессорная память служит для кратковременного хранения информации при выполнении одной или нескольких машинных команд. Скорость доступа к ней в десятки раз выше, чем к основной памяти (кэш память [«кэш» – с франц. – клад, тайник]).

Сопроцессор выполняет арифметические операции над числами с плавающей точкой.

Интерфейсная система реализует сопряжение с другими устройствами. Она включает в себя:

  • сопряжение частей микропроцессора
  • буферное запоминающее устройство (регистры)
  • схемы управления портами ввода/вывода
  • схемы управления системной шиной

Координация работы частей микропроцессора и скорость работы задается генератором тактовых импульсов. Сейчас созданы генераторы, которые выдают 3,5 млрд. импульсов в секунду.

Системная шина

Системная (общая) шина включает в себя:

  • шину данных, передающую содержание информации
  • шину адреса, передающую адреса основной памяти и портов
  • шину команд, передающую сигналы управления
  • шину питания

Системная шина управляется микропроцессором и схемой управления шиной.

Большинство внешних устройств подключается к системной шине с помощью своих схем управления – адаптеров, контролёров. Важно отметить, что биты данных адреса и команды передаются по шине параллельно по нескольким проводам по 8, 16, 32, 64 бита за один такт. Это повышает скорость передачи.

Разрядность шины – это количество параллельно, одновременно передаваемых сигналов за один такт.

Основная память

Основная память служит для хранения и обмена информации между устройствами.

Основная память состоит из постоянно запоминающего устройства (ПЗУ) и оперативно запоминающего устройства (ОЗУ).

ПЗУ служит для хранения неизменной информации. Информация в ПЗУ сохраняется при выключении компьютера. Изменение информации в ПЗУ сильно затруднено. Имеет малый объём.

ОЗУ предназначено для хранения изменяемой во время работы компьютера информации. Информация в ОЗУ исчезает при выключении компьютера. По сравнению с ПЗУ имеет большой объём.

Клавиатура

Для ПК выпускается 3 вида клавиатуры: 84-клавишная, 101 и 104-клавишная.

Клавиатура содержит процессор клавиатуры, при нажатии на клавишу процессор определяет координаты клавиши и вырабатывает код. Процессор способен определять длительность нажатия и одновременное нажатие нескольких клавиш.

Видеосистема

Состоит из дисплея (монитора) и видеоадаптера (графическая плата, видеоплата).

Для изображения информации используется растровый принцип, т.е. изображение формируется из горизонтальных и вертикальных рядов точек. В дисплее с электронно-лучевой трубкой три электронных луча пробегают по трём множествам точек на экране, которые светятся красным, зелёным и синим цветами (RGB). От мощности луча зависит яркость свечения. Смесь трёх цветов разной интенсивности даёт палитру цветов. Например, три луча одинаковой мощности дают оттенки серого. Лучи пробегают экран 70 и более раз в секунду (частота регенерации).

В дисплее на жидких кристаллах (LSD) в каждой точке экрана расположены по три окошка, отвечающих за RGB цвета. К окошкам подходят проводники, при подаче напряжения окошки либо светятся (активная матрица), либо теряют прозрачность. Разрешающая способность видеосистемы характеризует степень детальности изображения на экране.

Первой характеристикой разрешающей способности служит количество вертикальных и горизонтальных рядов точек. Для этой характеристики имеется стандартный ряд: 640 X 480, 800 X 600, 1024 X 768, 1152 X 864, 1280 X 720, 1280 X 768, 1280 X 960, 1280 X 1024.

Отношение ширины к высоте равно 4 X 3.

Второй характеристикой служит степень градации цвета в каждом троеточии: от 2х до 16 млн. цветов.

Максимальная разрешающая способность зависит как от дисплея, так и от видеоадаптера.

В видеоадаптере находится видеопамять. Объём видеопамяти ограничивает разрешающую способность. Например, для хранения картинки (800 X 600 точек) с 256 цветами необходимо 480 Кб видеопамяти.

Функция видеоадаптера состоит в получении информации, записи её в видеопамять и регулярной посылке на дисплей содержания видеопамяти. Отдельной проблемой является отображение кинофильмов: здесь требуется большой объём данных (480 Кб на кадр) и быстрая обработка (24 кадра в секунду). Для обработки кинофильмов используется сжатие файлов и имеется 2 алгоритма:

  1. JPEG (хранится каждый кадр, при недостаточной обработке качество изображения улучшается)
  2. MPEG (хранятся различия между кадрами)

Принтеры

Предназначены для вывода информации на бумагу.

3 вида принтеров: матричный, струйный, лазерный.

В матричном вертикальный ряд металлических стержней двигается и ударяет по бумаге, отпечатывая ряды точек через ленту с краской.

Струйные работает также как и матричные, только вместо стержней используется распыление краски через отверстия.

Печать на лазерном принтере состоит из 4 этапов. Сначала лазерным лучом изображение наносится на барабан, затем к местам прохождения луча прилипает краска. Краска при прокатывании барабана переносится на бумагу. В конце путём нагрева краска закрепляется.

Процесс печати на матричном принтере имеет низкую цену.

Струйные принтеры дешевы сами по себе.

Лазерная печать самая качественная.

Матричные принтеры сильно шумят, печать на струйном принтере достаточно дорогая, лазерные принтеры дорого стоят.

Принципы выбора ПК

Выбирать ПК необходимо по следующим персональным характеристикам.

  1. Производительность. Она измеряется в следующих единицах:

· MIPS – миллион операций в секунду с целыми числами.

· MFLOPS – миллион операций за секунду с плавающей точкой.

Производительность в основном определяется:

· тактовой частотой

· параллельным выполнением команды

· пропускной способностью системной шины

  1. Разрядность микропроцессора.
  2. Минимальная емкость оперативной памяти.

За счёт использования оперативной памяти многие программы обращаются к внешним устройствам. Увеличение оперативной памяти ускоряет работу компьютера.

  1. Емкость жесткого диска

Тенденция развития программного обеспечения показывает увеличение объемов самих программ и объемов необходимых данных.

  1. Объем кэш-памяти

За счет использования кэш-памяти процессор реже обращается к оперативной памяти.

  1. Тип дисплея и видеоадаптера.

Для профессиональной работы с графикой, просмотра кинофильмов требуется дорогой дисплей и видеоадаптер с большой памятью.

Компьютерные сети

Компьютерные сети - это совокупность компьютеров и каналов связи, которая предоставляет каждому пользователю общие ресурсы

Глобальные сети (GAN)

Глобальные сети охватывают пространство в сотни и тысячи км. Базовой ячейкой глобальной сети является отдельный компьютер или локальная сеть.

Глобальная сеть Internet

Вскоре после этого возникли компьютерные телекоммуникации радикально изменившие системы хранения и поиска информации. Это привело к необходимости внедрения новых технологий обработки и передачи информации и послужило началом перехода от индустриального общества к информационному. Использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности должно обеспечить доступ к достоверным источникам информации избавить человека от рутинной работы позволит ускорить принятие оптимальных решений автоматизировать обработку информации не только в...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Развитие информационного общества

В истории человеческого общества несколько раз происходили радикальные изменения в информационной области, которые можно назвать информационными революциями.

Первая информационная революция была связана с изобретением письменности. Изобретение письменности позволило накапливать и распространять знания. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других. достигали более высокого культурного и экономического уровня. Примерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай. Позднее переход к алфавитному способу письма сделал письменность более доступной и способствовал смещению центров цивилизации в Европу (Греция, Рим).

Вторая информационная революция (в середине XVI в.) была связана с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной. Все это ускорило развитие науки и техники, помогло промышленной революции, Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу сознания общечеловеческой цивилизации.

Третья информационная революция (в конце XIX в.) была обусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния. Эта революция совпала с периодом бурного развития естествознания.

Четвертая информационная революция (в 70-х гг. XX в.) связана с появлением микропроцессорной техники и, в частности, персональных компьютеров. Вскоре после этого возникли компьютерные телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска информации.

В настоящее время в мире накоплен огромный информационный потенциал, которым люди не могут пользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Это привело к необходимости внедрения новых технологий обработки и передачи информации и послужило началом перехода от индустриального общества к информационному. Этот процесс начался с середины XX в.

Основные черты информационного общества.

В качестве критериев развитости информационного общества можно перечислить следующие:

  • наличие компьютеров,
  • уровень развития компьютерных сетей
  • доля населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные технологии в своей повседневной деятельности.

Однако, следует отметить, что в настоящее время ни одно государство не находится в этой стадии. Ближе всех к информационному обществу подошли США, Япония, ряд стран Западной Европы.

В информационном обществе деятельность человека будет во многом зависеть от умения эффективно использовать имеющуюся информацию. Использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности должно обеспечить доступ к достоверным источникам информации, избавить человека от рутинной работы, позволит ускорить принятие оптимальных решений, автоматизировать обработку информации не только в производственной, но и в социальной сферах. В результате этого процесса движущей силой развития общества станет производство информационного, а не материального продукта.

Этот процесс должен привести к созданию информационного общества, в котором главную роль будут играть знания и интеллект.

В докладе Международной комиссии по образованию для XXI века

«Образование – сокрытое сокровище», представленном в ЮНЕСКО в 1996 году, подчёркивается определяющая роль фундаментальных и прочных знаний в решении тех сложных задач, которые несёт с собой наступающее столетие. Лидеры всех стран мира, стремясь подготовить своих граждан к тому, чтобы в полной мере соответствовать требованиям XXI века, заявляют, что для информационного общества необходимы граждане, владеющие современными знаниями.

В противном случае, обществу грозит хроническое отставание, несостоятельность в решении тех задач, которые ставит перед ним XXI век. Человек сегодня нуждается не только в новых практических навыках и теоретических знаниях, но и в способности постоянно совершенствовать эти знания и навыки.

«Информатизация общества ставит перед гражданами следующие задачи:

— имели хорошо сформированные навыки устной и письменной коммуникации;

— понимали основы математики и естественных наук;

— владели навыками работы с информационными технологиями;

— критически мыслили;

— ощущали потребность в непрерывном образовании;

— умели работать в группах;

— были творческими и инициативными; самодисциплинированными, способными к постоянной работе, требующей значительных усилий;

— получали удовлетворение от работы в условиях здоровой конкуренции;

— демонстрировали свою культурную восприимчивость, в том числе и на международном уровне;

— были ориентированы на результат и не боялись принимать самостоятельные решения.

Для вхождения в информационное общество нужны всесторонне развитые люди с навыками межперсональной работы, не нуждающиеся в постоянном руководстве, способные действовать в условиях неопределенности, вести самостоятельный поиск путей решения сложных проблем. Но чистый профессионал, не умеющий работать в группе, не способный к совместному использованию знаний в большей мере создает помехи, чем приносит пользу» (ЮНЕСКО О ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ . Конференция, посвященная определению основных направлений перемен в высшем образовании XXI в. (Палермо, 24—27 сентября 1997 г.).

В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура.

Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в следующих аспектах:

  • в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
  • в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
  • в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
  • во владении основами аналитической переработки информации;
  • в умении работать с различной информацией;
  • в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.

Повсеместное внедрение персонального компьютера во все сферы народного хозяйства, новые его возможности по организации "дружественной" программной среды, ориентированной на пользователя, использование телекоммуникационной связи, обеспечивающей новые условия для совместной работы специалистов, применение информационных технологий для самой разнообразной деятельности, постоянно растущая потребность в специалистах, способных ее осуществлять, ставят перед гражданами задачу развивать информационную культуру внутри общей.

Последняя информационная революция выдвигает на первый план новую отрасль — информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. Современная информационная технология опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.

Информационная технология (ИТ) — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Телекоммуникации — дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи.

Японские ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Производство же материальных продуктов будет возложено на автоматизированные компьютерные системы.

В реальной практике развития науки и техники передовых стран в конце XX в. постепенно приобретает зримые очертания созданная теоретиками картина информационного общества. Прогнозируется превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Любое жилище оснащено всевозможными электронными приборами и компьютеризированными устройствами. Деятельность людей будет сосредоточена главным образом на обработке информации, а материальное производство и производство энергии будет возложено на машины.

При переходе к информационному обществу возникает новая индустрия переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий.

Ряд ученых выделяют характерные черты развитого информационного общества:

  • решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;
  • обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;
  • главной формой развития станет информационная экономика;
  • в основу общества будут заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;
  • информационная технология приобретет глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;
  • формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;
  • с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;
  • реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

  • все большее влияние на общество средств массовой информации;
  • информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;
  • существует проблема отбора качественной и достоверной информации;
  • многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества;
  • существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

В 2000 году была принята Концепция федеральной целевой программы "Развитие информатизации в России на период до 2010 года".

Основной целью Программы на период до 2010 года являлось создание технико-технологических, социально-политических, экономических и культурных предпосылок и условий перехода страны к информационному обществу за счет существенного повышения эффективности процессов информатизации.

Можно выделить ее некоторые результаты:

  • оказание государственными и муниципальными органами услуг населению с использованием ИТ:
  • появилась возможность, не выходя из дома, получить по Интернет справку из ДЕЗ, паспортного стола, вступить в контакт с органами МВД, поликлиникой, собесом, сберкассой, диспетчером ЖЭК, заказать билет на транспорт и так далее;
  • во многих отраслях введены системы электронного документооборота;
  • разработаны и внедрены проекты защиты интеллектуальной собственности, разработаны технические регламенты и стандарты в сфере ИТ, системы лицензионной и патентной деятельности;
  • разработана система ГЛОНАСС, которая призвана обеспечить качественный рывок в сфере навигации.

2 декабря 2011 г. Была утверждена следующая Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)». Цель госпрограммы — создать новые возможности для граждан, бизнеса и государства с использованием ИКТ, а также обеспечить технологический прорыв в использовании информации во всех сферах жизни.

Одним из результатов этой программы является создание электронного портала «Госуслуги.рф». Портал является единой точкой доступа к информационным системам ведомств. В соответствии с законодательством Российской Федерации портал предоставляет информацию об услугах и ведомствах из федерального реестра госуслуг. При оказании электронных услуг портал использует систему межведомственного взаимодействия и информационную систему ведомств для обработки электронного заявления. Он предоставляет такие услуги:

Получение загранпаспорта старого и нового образца

Оплата штрафов ГИБДД

Состояние лицевого счета в ПФР. История обращений в ПФР

Пенсионные накопления

Налоговая задолженность физических лиц

Подача налоговой декларации

Регистрация автомобиля

Снятие транспортного средства с регистрации

Регистрация по месту жительства

Регистрация по месту пребывания

Замена паспорта РФ в 20 или 45 лет

Адресно-справочная информация

В рамках этой программы к 2015 году в России не должно остаться ни одного населенного пункта без технической возможности установки стационарных телефонов, пользования сотовой связью, а также выхода в Интернет. Речь идет о любом населенном пункте, независимо от его экономического "веса" и количества населения, о том, чтобы телефон могла иметь каждая семья. (Сегодня более 40 тысяч населенных пунктов РФ не имеют даже обычной телефонной связи).

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

17095. Применение информационных и коммуникационных технологий в судебной деятельности в условиях формирования информационного общества 32.44 KB
Исследовать и разработать дефиниции для понятий «судебная деятельность», «информационное общество», «информационные и коммуникационные технологии в судебной деятельности», «электронное правосудие», «электронное судопроизводство», «электронный суд», а также их взаимосвязь;
4724. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА КАК ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС 27.86 KB
Понятие общества как развивающейся системы сочетается с представлениями о странах и народах, существовавших в различные эпохи в разных регионах планеты. И первое, что бросается в глаза при их сравнении – это непохожесть
16459. Современные изменения в налогообложении и их влияние на развитие экономики и общества 9.74 KB
Наиболее существенная трансформация налоговой системы в мире произошла под влиянием жесточайшего экономического кризиса разразившегося сначала в США а затем затронувшего и другие страны. Так в США если объем поступлений по налогу на прибыль с юридических лиц...
15025. Правовой нигилизм и правовой идеализм как факторы, замедляющие развитие гражданского общества в России, и задачи правовой культуры в их преодолении 465.78 KB
Правовая действительность диктует необходимость обсуждения просчетов в политике государства для дальнейшего совершенствования правового сознания россиян и определения социально-психологических причин возникновения в обществе феномена правового нигилизма. Надо сказать, что внедрение правового нигилизма в правосознание молодых россиян ставит вообще под сомнение идею реализации правового государства в России.
16038. Процесс создания информационного сайта для ЦРБ 10.1 MB
Информирование населения, согласно законодательству в сфере здравоохранения, как на портале министерства здравоохранения, так и на сайтах учреждений здравоохранения; Обеспечить прозрачность и открытость деятельности медицинских учреждений; Оказание в электронном виде государственных и муниципальных услуг в сфере здравоохранения; Создание единого электронного пространства для учреждений здравоохранения региона;
5251. Создание информационного банка данных 2.13 MB
Для создания новой таблицы следует выбрать пункт меню File New Tble. Для создания вторичных индексов используется меню Secondry Indexes в выпадающем списке. Для создания связей между таблицами Student и Komnts используется меню Referentil Integrity в выпадающем списке Tble Properties...
878. Изучение информационного обеспечения финансового менеджмента 323.5 KB
Это необходимо знать и понимать будущим руководителям. Не вызывает сомнения тот факт, что ключом к успеху будет являться умение четко ориентироваться в потоке информации и умение эффективно воспользоваться этой информацией.
2694. ПРИОРИТЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В АСУП 70.83 KB
При решении задач управления процессами информационного взаимодействия в АСУП перед разработчиком неизбежно встает задача адаптации управляющих векторов выработанных в ходе анализа к свойствам и особенностям аппаратно-программного комплекса используемого в качестве базовой платформы системы. Эта необходимость диктуется в первую очередь наличием двух принципиально разных по выполняемым функциям подсистем обеспечивающих процессы взаимодействия: подсистемы...
11250. Создание личного информационного пространства ученика и учителя 7.31 KB
Создание личного информационного пространства ученика и учителя В условиях современного динамичного развития общества и быстро развивающейся его технической и социальной инфраструктуры важнейшим стратегическим ресурсом становится информация.ru Руководитель проекта Сидиков Марсель 9А класс Компьютерная грамотность стала составляющей профессионального уровня учителя. Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ – одна из главных задач учителя. Webресурс учителя на котором расположены...
11227. Создание информационного пространства по пониманию инвалидности и инклюзивного образования 7.69 KB
Из 450 000 детей с ограниченными возможностями здоровья в России только 170 000 учатся или лишь формально числятся в общеобразовательных школах. детей имеются особые образовательные потребности. В России нет законодательства требующего полного включения детей с инвалидностью в обычные школы. Наконец сами родители не владеют полной информацией о правах детей на получение образования и путях реализации этих прав.
trify.ru - Советы. Программы. Операционные системы. Живые обои