Метод кейс-технологии в дошкольном образовании. Пример педагогических ситуаций и их анализ. Психолого-педагогические, социально-педагогические и педагогические конфликтные ситуации Кейс задания по педагогической психологии

Наталья Хмелевская
Метод кейс-технологии в дошкольном образовании

«Метод кейс-технологии в дошкольном образовании » .

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников , овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные государственные образовательные стандарты .

Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании . Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход.

Кейс -технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Название кейс -технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Сase представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям :

Соответствовать четко поставленной цели создания;

Иметь соответствующий уровень трудности;

Иллюстрировать типичные ситуации;

Развивать аналитическое мышление;

Провоцировать дискуссию;

Иметь несколько решений.

При всём многообразии видов кейсов , все они имеют типовую структуру.

Как правило, кейс включает в себя :

Ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни,

Контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации,

Вопросы или задания для работы с кейсом ,

Приложения.

К кейс -технологиям относятся :

метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии ; Кейс-иллюстрации ; фото-кейсы );

метод инцидента ;

метод ситуационно-ролевых игр;

метод разбора деловой корреспонденции;

Игровое проектирование;

метод дискуссии .

Например :

Ситуационно-ролевая игра.

Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Одна из разновидностей метода инсценировки - ролевая игра.

Игровое проектирование :

Цель - процесс создания или совершенствования проектов.

Игровое проектирование может включать проекты разного типа : исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

Сущностью кейс -технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С. Л. Рубинштейн) .

В процессе освоения кейс-технологий дети :

Учатся получать необходимую информацию в общении;

Умение соотносить свои устремления с интересами других;

Учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;

Учатся отстаивать свою точку зрения;

Умение принимать помощь.

Кейс -технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей :

Происходит формирование у детей навыков работы в команде;

Умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;

Развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;

Обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;

Учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.

Метод кейсов включает одновременно и особый вид материала, и особые способы использования этого материала в воспитательно образовательном процессе .

Воспитанники должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других воспитанников и воспитателя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому воспитатель должен помочь дошкольникам рассуждать , спорить, а не навязывать им свое мнение.

Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у дошкольника вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса .

В практике дошкольного образования можно широко использовать Кейс-иллюстрации , кейс-фото .

Кейс -иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс -иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.

Кейс -иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение , потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.

В «фото – кейс » входит :

1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

2. Текст к кейсу , который описывает совокупность событий.

3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

Вывод :

Кейс - технология помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Главное предназначение кейс -технологии - развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.

Литература :

1. Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения/ URL:http://www.evolkov.net/case/case.study.html

2. Земскова А. С. Использование кейс- метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16.

3. Кейс- метод . Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study) . [Электронный ресурс] / Доступ : http://www.casemethod.ru

4. Сурмин, Ю. Что такое CASE-метод ? Взгляд теоретика и практика. / URL: http://www.casemethod.ru/about.php?id_submenu=1

5. Федянин Н., Давиденко В. Чем «кейс » отличается от чемоданчика? – Обучение за рубежом, 2000, №7

6. ШимутинаЕ. Н. Использование кейс - технологий в учебном процессе

7. http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации

8. http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps13.html Развивающие педагогические технологии

В. А. Бейзеров
105 Кейсов По Педагогике. Педагогические Задачи И Ситуации

© Издательство «ФЛИНТА», 2014

* * *

Введение

Современное образование требует разработки и внедрения все новых методов обучения. На Западе, а в последнее время и в странах Восточной Европы все более часто в учебном процессе применяются проблемные методы обучения (Problem-based learning), которые гармонично дополняют традиционные методы и позволяют мотивировать учеников и студентов к учению в гораздо большей степени, чем скучные лекции или традиционные уроки.
Проблемный метод также как и метод активного обучения, обучения в сотрудничестве – один из наиболее широко используемых и эффективных методов в современном начальном, среднем и высшем образовании. Идеи, которые легли в основу данного метода имеют богатую историю по меньшей мере с момента использования элементов данной методики в Медицинской школе Гарвардского университета (Harvard University) в середине 19 века.
Одним из проблемных методов является метод кейсов или метод ситуаций, предполагающий рассмотрение и решение студентами реальных ситуаций из жизни и практической деятельности педагога.
Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных, взаимопродолжающихся педагогических ситуаций. Это наиболее подвижные, быстро поддающиеся изменению элементы процесса обучения.
Структура педагогических ситуаций внешне проста. В нее входит педагог, обучающийся, их эмоционально-интеллектуальное взаимодействие. Но такая простота обманчива, так как оно проявляется в совместном действии двух сложных внутренних миров педагога и обучающегося.
Педагогические ситуации могут создаваться целенаправленно или возникать стихийно. В любом случае они должны разрешаться осторожно, продуманно, с предварительным проектированием выхода из них. Это всегда согласование педагогического процесса с интересами его участников и оперативный учет индивидуально-типологических особенностей конкретных людей и реальной обстановки.
Педагогическая ситуация всегда проблема. Всякая педагогическая проблема – это объективно возникающий в педагогической теории или педагогической практике вопрос относительно процессов обучения к воспитанию человека. Они носят общий характер, связанный с педагогическим процессом в целом, его составляющими, либо частный, т. е. возникают в ходе обучения. Педагогические проблемы требуют решения, но они не всегда могут быть разрешены немедленно.
Анализ проблемы состоит из следующих шагов: 1. Предварительное описание проблемной ситуации; 2. Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации; 3. Построение абстрактной модели конкретной задачи, формулировка противоречия; 4. Построение абстрактной модели решения задачи, представление ИКР (идеального конечного результата); 5. Выявление ресурсов и выход на конкретное решение; 6. Формулирование подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения; 7.Повторение цепочки рассуждений для решения выявленных подзадач с шага № 3; 8. Рефлексия.
В данном учебном пособии представлены педагогические ситуации, часть из которых сопровождается вариантами решения, а также вопросами и заданиями для студентов (слушателей), предполагающих решение ситуаций, опираясь на теоретические знания педагогики и жизненный опыт. Приведенные в книге ситуации и задачи взяты из практики различных педагогов, литературных источников, а также практической педагогической деятельности автора.
Пособие сопровождается кратким терминологическим словарем по педагогики. Рекомендуется преподавателям и студентам педагогических и психологических специальностей вузов, слушателям курсов повышения квалификации специалистов системы образования, учителям средних школ, гимназий, лицеев.

Педагогические Ситуации

Ситуация 1.

Вы заметили изменения во внешнем облике и стиле одежды у одного из воспитанников Вашего класса (Сергей, 15 лет). Подросток стал носить очень короткую стрижку, тяжёлые высокие ботинки черного цвета на белой шнуровке, джинсы, нашивки, значки. Сергей физически сильный, учится средне, особого интереса к учебе не проявляет. В семье двое детей, есть старший брат, полная семья со средним достатком. Друзья этого ученика рассказали Вам о том, что он недавно участвовал в массовой драке с избиением людей азиатской национальности. Ваш класс многонациональ-ный.
Выделите проблему (проблемы) из ситуации
Асоциальное поведение, которое может привести к совершению уголовного преступлениям
Вызов общественным нормам (использование: нашивок, значков, униформа, ботинок на белой шнуровке и т. д.)
Проявление толерантной нетерпимости к людям других национальностей, экстремизма
Возможные причины
Сергею 15 лет, подростковый возраст. В этом возрасте происходит гормональная перестройка, которая ведёт к изменению работы нервной системы, повышая её возбудимость и оказывая влияние на общее психическое состояние подростка. Поэтому можно предположить, что в этом возрасте у Сергея происходит умственное или физическое перенапряжение, какие-то различные переживания, которые влияют на психологическое состояние подростка, это состояние выражается в раздражительности, падении продуктивности в работе, агрессии, желании, какого либо физического применения силы (насилия).
По внешним признакам, приведённым в ситуации, можно предположить, что Сергей принадлежит неформальному движению «скинхеды», представители этого движения придерживаются национал-социалистической идеологии, одно из направлений субкультуры скинхедов. Деятельность скинхедов, как правило, носит экстремистский характер и позиционирует себя как национально-освободительное движение и борется за идеи превосходства белой, арийской расы, при этом стремясь к расовому сепаратизму. Так же преобладает жестокость, насилие и некая ненависть к другим национальностям. Итак, из моего предположения следует, что Сергей увлечен так называемой субкультурой (скинхеды), что также соответствует возрастным особенностям.
Еще одной причиной является также проявления особенностей данного возраста, как желание принадлежать той или иной группе своих сверстников, например субкультурная группа, направленная на интересы подростков; быть среди других, проявлять себя среди толпы.
Так же у Сергея есть старший брат. О старшем брате подробнее ничего не сказано, можно предположить, что старший брат тоже принадлежит к неформальному движению, например к движению скинхедов или к подобной этому движению субкультуре. И Сергей в подростковом возрасте пытается, как то быть похожим на старшего брата. Или так же можно предположить, что старший брат хорошо воспитан, работает, учится и т. д. и родители ставят его в пример младшему брату и Сергей просто пытается как то обратить на себя внимание родителей. Показать что он не такой как старший брат, а индивидуальная личность.
Решение
1. Через классные часы в классе, индивидуальные беседы, познакомить учеников класса и воспитанника-Сергея с законодательством и ответственностью за асоциальное поведение, и совершение уголовных преступлений.
Провести серию встреч с людьми, входивших в подобные группировки, понесших наказание и изменивших свою точку зрения
Договорить с колонией для несовершеннолетних или с другими учреждением занимающимся перевоспитанием людей совершивших те или иные деяния, повлекшие за собой уголовное наказание, для проведения экскурсии и различных бесед. Совершить экскурсию в колонию для несовершеннолетних, показать, что каждые деяния несут свои последствия, в т. ч. и уголовные.
2. Проводить мероприятия, которые будут знакомить с разнообразной субкультурой молодежи, при этом возможны дискуссии, например, положительные и отрицательные стороны явления. Дать возможность увидеть варианты увлечений молодежи и применения своих способностей и талантов. Можно познакомить ребят со сверстниками, которые достигли в своей жизни чего-либо. Например, в соревнования, молодежных движениях, социальных проектах и др. Можно познакомить со взрослыми, которые организуют молодежные секции и клубы.
3. Продумать работу в классе по знакомству с многонациональной культурой класса, нашей страны, мира. Главное – мы ведь все разные, никто не лучше и хуже. Мы едины и развиваемся вместе. У каждой национальности есть свои особенности, заслуги… которые достойны внимания, уважения, принятия.
Продумать систему классных часов на сплочение коллектива, систему коллективных творческих дел, в которых каждый мог бы проявить себя как индивидуально, так и в коллективе. Например, «Моя малая Родина, «Праздники разных народов», «Не страна красит человека, а человек страну».

Ситуация 2

Несколько учеников играют на уроке в «Морской бой»…
Так как это сказано на весь класс, необходимо пожертвовать временем от урока. Думаю, дети будут ждать, как отреагирует учитель, на это оскорбление, унижение, ненужность этого предмета. Продолжать урок бессмысленно, так как без ответа такие высказывания оставлять нельзя, потому что ситуация на этом уроке будет только ухудшаться.
Начинаем так:
– Кто еще так думает?
Дети еще подняли руки.
– А хотите с вами договоримся, если я вам сейчас ДОКАЖУ, что этот предмет Вам необходим, пусть по этому предмету и нет вступительных экзаменов, но он дает нечто большее чем просто необходимость изучать те предметы, которые считаются обязательными. То я больше не увижу тех, кто играет в «Морской бой», сидит в «аське» и не опаздывает из столовой. Ну, как Вам договор? Слушаю Вас, согласны?»

Ситуация 3

Учительница: «А теперь, чтобы вы лучше запомнили, какими бывают обстоятельства, составим таблицу». Из класса раздалось недовольное нытье: «Ну зачем», «Вот еще!», «Давайте не будем», «Мы и так запомним». Учительница (озадаченно помолчав): «Ну, хорошо, таблицу мы делать не будем, сделаем только памятку». Опять недовольные выкрики из класса:
«Зачем?» «Давайте, лучше таблицу!» и т. д. Учительница: «Ну уж нет, не захотели таблицу, будем делать памятку, сразу нужно было думать».
Оценка
Учитель демонстрирует ученикам свое слабоволие, неуверенность в себе и некоторый страх перед самими учениками. Может это еще и не осознается ребятами в полной мере, но любой из них способен это почувствовать.
Прогнозирование
Если подобные ситуации будут повторяться, ни о какой дисциплине в классе речи уже не будет, как нельзя будет говорить и об уважении к учителю. Такое открытое потакание желаниям ребят неоправданно и, в конце концов, скажется на самом учебном процессе, качестве обучения и отношении учеников к своему учителю.
Решение
Планируя работу на уроке, учитель должен изначально решать, какой вид задания лучше подойдет для закрепления материала. И если уж он отступает от запланированного, то это решение должно быть мотивировано не страхом, что ученикам не понравится урок и учитель. В данной ситуации, если учитель по ходу урока вдруг решил заменить одно задание на другое, то детям необходимо объяснить причину этой перемены. Напр., слова: «Да, вы правы, таблицу мы уже не успеем составить, сделаем просто памятку», – дали бы понять ребятам, что смена заданий мотивирована, и поступками учителя управляют не их или его капризы. Кроме того, как мне кажется, учитель должен дать понять своим ученикам, что нытье и подобный тон недопустимы на уроке.

Ситуация 4

Урок немецкого языка.
Перед учителем не только его группа, но и группа заболевшего учителя.
Ребята ведут себя отвратительно: говорят в полный голос, ругаются, перекидываются записками, самолетиками и т. д., хамят учителю (но осторожно, не впрямую).
Особенно выделяется один мальчик.
Учитель, стараясь не обращать внимания, ведет урок, время от времени грозя всей галерке двойками, директором и родителями.
Очередное задание – подготовить пересказ текста.
Через какое-то время учительница спрашивает самого шумного ученика, готов ли он к пересказу. Тот отвечает, что может пересказать только первое предложение.
Учитель: «Значит, я ставлю тебе два».
Ученик: «Нет, в таком случае я перескажу».
Учитель: «Поздно. Раньше надо было думать»
Ученик: «Да я перескажу».
Такая перепалка продолжается еще несколько минут, в результате учительница ставит двойку, а ученик, обругав ее матом, хлопает дверью.
Учитель, ничего не сказав, продолжает урок.
Оценка
Здесь имеет место целый букет педагогических ситуаций, причем видно, что отношения между учителем и учениками второй группы давно запушены. Но если говорить о последней, то учитель откровенно сорвал свою злость.
Несправедливость такого поступка заключается еще и в том, что вместо того, чтобы поставить «два» за поведение (что было бы, по крайней мере, честно), учитель предпочел поставить «два» за знания (вернее, за незнание), не дав ученику возможности даже ответить.
Наказание справедливо только тогда, когда, по крайней мере, является наказанием за реальный проступок. Учительница дала понять ученику, да и классу, что если она в чем-то и бессильна, то способна отыграться в другой ситуации, воспользовавшись своим положением.
Мальчишка ушел униженный, с чувством глубокой несправедливости, злясь на собственное бессилие и до глубины души ненавидя учителя. Урок всему классу: месть вполне приемлема и в ней хороши все средства.
Прогнозирование
Обоюдная ненависть учителя и данного ученика усилится еще больше. Такие ситуации будут повторяться и дальше. Уважения к учителю не будет ни у этого мальчика, ни у всего класса.
Решение
Учитель должен был спросить пересказ, если уж ученик решил попробовать. Успокоить же сильно мешающего уроку ученика можно, дав ему какое-нибудь достаточно сложное для него задание, за которое в конце урока он получит оценку.

Ситуация 5

Ситуация 6

После уроков к учительнице робко подходит первоклассник и, страшно смущаясь, просит: Наталья Викторовна, дайте мне, пожалуйста, телефон Маши Ереминой
– Дима, а зачем тебе?
Опустив глаза, мальчик признаётся, что ему очень нравится одноклассница, а поговорить с ней в школе он не решается. Может, по телефону получится? Как поступить?
Оценка
Ситуация довольно щекотливая. С одной стороны, очень хочется помочь застенчивому мальчику, с другой стороны, дать телефон девочки – значит, поступить некорректно по отношению к ней: мало ли чем это может закончится. Перед учителем стоит сложная задача, которая требует изобретательного решения: нужно и помочь мальчику, и не причинить неудобства девочке.
Прогнозирование
В этой ситуации главное не сделать ошибки. Без вопросов дать телефон девочки некорректно, т. к. это может не понравится родителям ребенка или же самой девочке. Отвлекать мальчика от этой идеи и переключать его внимание на что-то другое бесполезно: если ребенок решился на такой шаг (попросить к учительнице и попросить), то он вряд ли просто так откажется. Не дать телефон (сказать, что его у вас нет) и на этом остановится тоже неправильно: ребенок может потерять к вам доверие раз и навсегда.
Решение
Самое лучшее, что педагог может сделать, это сказать мальчику, что телефона у вас нет, но вы постарайтесь помочь ему делом. Это вызовет у ребенка доверие к вам позволит ему отвлечься от идеи о телефонном звонке и придумать другие способы завязать дружбу.
Со следующего урока можно посадить этого мальчика с понравившейся ему девочкой под любым предлогом (например? ему плохо видно с последней парты, а девочка сидит близко). Другой вариант дать мальчику и девочке совместное учебное задание, вовлечь в общее дело, что позволит им поближе познакомиться, возможно, подружиться.

Ситуация 7

В классе есть слабый ребенок, и дети не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком.
Когда учитель вызывает его к доске, он только мнется и запинается, боясь, что все будут лишь смеяться над его ответом. Учитель только вздыхает, упрекает и ставит 2.
Прогнозирование
Слабый, затравленный насмешками учеников мальчик, нуждается в поддержке со стороны и поощрении. Иначе у него разовьется комплекс неполноценности, он так и останется двоечником, отсталым учеником и вырастет слабым, неуверенным в себе человеком, озлобленным на весь мир. Остальные же дети ошибочно считают, что имеют право надсмехаться над другими, более слабыми, и не догадываются, что нужно помочь сверстнику. В них развивается эгоизм и жестокость.
Решение
Чтобы создать гармонию отношений в классе в данной ситуации, учителю необходимо поддержать слабого ученика, помочь ему заявить о себе на пути становления личности. Для этого надо дать ученику специальное задание, например, творческое задание, знакомство, с результатом которого может вызвать интерес всего класса. Это поможет мальчику раскрыться, показать его дремлющие способности и нераскрытые возможности. А может, он вовсе не слаб? Для этой же цели его можно чаще сажать за парту в паре с разными ребятами, чтобы они лучше узнали ученика-изгоя.

Ситуация 8

Перед учителем не только его группа, но и группа заболевшего учителя. Ребята ведут себя отвратительно: говорят в полный голос, ругаются, перекидываются записками, самолетиками и т. д., хамят учителю (но осторожно, не впрямую). Особенно выделяется один мальчик.
Действия учителя
Учитель, стараясь не обращать внимания, ведет урок, время от времени грозя всей галерке двойками, директором и родителями. Когда учитель просит самого шумного ученика пересказать текст, тот отказывается, но, когда учитель грозит поставить ему двойку, он сразу меняет своё решение и даже изъявляет желание выполнить это задание. Однако учитель не даёт ему такой возможности. Начинается спор. Он продолжается еще несколько минут, в результате учительница ставит двойку, а ученик, обругав ее матом, хлопает дверью. Учитель, ничего не сказав, продолжает урок.
Прогнозирование
Обоюдная ненависть учителя и данного ученика усилится еще больше. Такие ситуации будут повторяться и дальше. Уважения к учителю не будет ни у этого мальчика, ни у всего класса. Мальчишка ушел униженный, с чувством глубокой несправедливости, злясь на собственное бессилие и до глубины души ненавидя учителя. Урок всему классу: месть вполне приемлема и в ней хороши все средства.
Решение
В данной ситуации учитель откровенно сорвал свою злость.
Несправедливость такого поступка заключается еще и в том, что вместо того, чтобы поставить 2 за поведение (что было бы, по крайней мере, честно), учитель предпочел поставить 2 за «знания», не дав ученику возможности даже ответить.
Наказание справедливо только тогда, когда, по крайней мере, является наказанием за реальный проступок. Учительница дала понять ученику, да и классу, что если она в чем-то и бессильна, то способна отыграться в другой ситуации, воспользовавшись своим положением. Она должна была спросить пересказ, если уж ученик решил попробовать. Успокоить же сильно мешающего уроку ученика можно, дав ему какое-нибудь достаточно сложное для него задание, за которое в конце урока он получит оценку.

Ситуация 9

Ситуация 10

На уроке с конца ряда передается записка. Ученики молча читают ее, смотрят на потолок и хихикают, после чего передают записку дальше, не особо скрывая ее от учителя. Учитель видит записку, забирает ее, разворачивает и видит сообщение «посмотри на потолок ». Он смотрит на потолок, в это время класс разражается взрывом хохота.
Учитель выходит из себя. Пытается узнать, кто был инициатором этой идеи, грозится поставить плохие отметки и вызвать родителей в школу.
Прогнозирование
В данной ситуации учащиеся стараются протестировать учителя и увидеть, какие эмоции, действия он будет совершать. Если преподаватель начинает паниковать/ кричать / грозить директором, это вызовет протест и негативное отношение со стороны учащихся. Учитель потеряет доверие и уважение учеников, так как он поддался на провокацию, а дети, ещё не осознавая, но чувствуя, что учителя можно легко спровоцировать, будут продолжать в том же духе.
Решение
Учитель мог бы отнестись к этому с юмором, улыбнуться и выразить своё отношение к ситуации, останавливаясь на положительных и отрицательных моментах. Возможные фразы: «Мне нравится, что такая ситуация показывает, что вы как класс являетесь сплочёнными, верными идее, с таким искромётным чувством юмора» или же: «Не буду спрашивать, искать того, кто это придумал – что сделано, то сделано – давайте извлечём для себя полезные моменты из этого, – попытаемся не следовать «стадному чувству», а будем следить каждый за собой»
Ещё как вариант (если позволяет обстановка на уроке), можно рассмотреть и такое продолжение ситуации, в котором можно проследить быстроту реакции и смекалку педагога. Например, учитель может в ответ невинно подшутить над учениками и посмеяться вместе с ними. Это укрепит отношения между детьми и учителем.

Ситуация 11

Учительница английского языка заходит в 9 класс и видит, что ученицы повесили все плакаты с грамматическими схемами на новые грамматические правила вверх ногами. Девочки решили пошутить в расчете на то, что учитель потратит несколько минут урока на перевешивание плакатов, и можно будет еще некоторое время заниматься своими делами.
Учительница начала ругать детей, обвинять их в неуважении к себе, заставила их перевесить плакаты, и в итоге они получили бы то, чего добивались.
Прогнозирование
Руганью и угрозами учитель не добьётся уважения девочек, а только потеряет авторитет. Так как дети, совершая такие поступки, ожидают от учителя именно такой реакции. Она послужит для них стимулом для продолжения издевательств. В конце концов, любому преподавателю грозит нервный срыв, если он будет продолжать реагировать таким же способом.
Решение
Вариант проведения урока. Как ни в чем не бывало, учитель начинает урок и приступает к объяснению материала. Правила очень сложные, в учебниках их нет, а списывать неудобно. Многие ученицы не успевают переписать схемы себе в тетради. В конце урока учительница дает десятиминутную проверочную работу на первичное закрепление только что пройденного, при этом сняв схемы. Реакция педагога оказалась непредсказуемой, но при этом обоснованной и логичной. Во-первых, ученицы сами создали напряжение в течение всех сорока минут занятия, в результате чего ерзали и беспокоились во время объяснения материала, тогда как можно было записать правила со слов учителя и написать самостоятельную работу без использования плаката. Во-вторых, учительница очень грамотно продемонстрировала, кто на уроке главный, и по чьему сценарию разворачивается действие занятия: она не стала ругаться, кричать, а молча пристыдила учениц, показав им их поступок с точки зрения умного и спокойного человека.

Ситуация 12

На перемене двое пятиклассников – мальчик и девочка – громко спорят.
Подошедшая учительница узнает, что мальчик разбил новый плейер девочки, который она принесла в школу. Мальчик уверяет, что это вышло случайно. А девочка требует деньги за разбитую вещь или же новый плейер.
Учительница отчитала девочку за то, что она принесла в школу дорогую вещь, дала ее однокласснику, а теперь его же и обвиняет.
Прогнозирование
Психологически-комфортная обстановка в классе во многом зависит от поведения учителя, задачей которого является не только привить детям знания в рамках образовательной программы, но и научить их быть более терпимыми друг другу, стараться идти на компромисс. Авторитарное поведение учителя в подобной ситуации, вряд ли, станет хорошим примером для учеников, более того в классе возрастет количество межличностных конфликтов, которое может привести к конфронтации между учениками или между учительницей и учеником.
Решение
Учительница могла бы доверительно поговорить с детьми, убедить их в том, что лучше выяснять отношения спокойно, а не затевая ссор и найти решение проблемы, которое удовлетворяло бы всех, например, постараться найти человека, который смог бы починить плейер. На мой взгляд, оптимальный вариант решения проблемы склонить детей к примирению без всяких условий и компенсаций, но если такой вариант не устраивает родителей девочки, то следует поговорить с родителями обоих учеников, для чтобы они решили вопрос о компенсации на тех условиях, которые устраивали бы обе стороны.

Ситуация 13

Урок алгебры. Примерно за 10 минут до конца урока, учитель вызывает к доске Васю. Он должен решить пример, используя формулы, изученные на уроке.
Звенит звонок. Учитель просит всех выйти из класса, а Васю остаться и решить пример. Но ученики не уходят, а обступают Васю, который стоит у доски. Звучат реплики: «Да ты че совсем тупой», «Это же элементарно» и т. д. В результате это начинает раздражать Васю, и он просит учителя, что бы она попросила остальных выйти из класса.
Учитель подходит к толпе и смотрит на доску: «Ай-ай-ай Вася. Ты даже пример не можешь правильно из учебника переписать». Ученики начинают смеяться, а Вася хватает портфель и выбегает из класса.
Прогнозирование
Вася надеялся на помощь учителя, а она поступила так же, как остальные, то есть посмеялась над ним. Скорее всего, она не хотела обидеть мальчика и сказала это не со зла. Но, зная взрывной характер Васи, она могла бы предположить финал данной ситуации.
Вася обиделся на учителя и своих одноклассников, так как они не помогли ему в трудной ситуации. На следующем уроке никто не вспомнил об этом инциденте. Но возможно Вася не поможет своему однокласснику в такой же ситуации, а посмеется вместе с остальными.
Решение
На месте учителя можно попросить других учеников выйти из класса и осталась бы с Васей один на один. Попросить его успокоиться, сосредоточиться, найти ошибку и решить пример или попросила бы его остаться в кабинете, чтобы помочь стереть с доски, разложить тетради (например), что бы он немного успокоился. Так как он мог бы затеять драку с обидчиками.

Ситуация 14

Ученик отвечает урок. Материал он знает, но не может его подать; веселит своим ответом остальную группу и учителя. Мальчик доволен собой и продолжает в том же духе. Когда ему ставят «4», он не понимает за что: он отвечал, учительница ему улыбалась, – значит, ей нравился ответ.
На его недоумение учитель отвечает, что он допустил много ошибок. Ребята заступились за него и попросили поставить «5», но учитель остался при своем мнении. Ребенок обиделся.
Прогнозирование
На отношение к нему других учеников сложившаяся ситуация не повлияет (ребята не изменят своего хорошего отношения к нему). А мальчик решит, что учитель несправедливо придирается к нему, и его доверие, хорошее отношение к учителю пошатнется.
Решение
Данная ситуация возникла из-за того, что личные отношения учителя и ребенка столкнулись с деловыми. Учительница не указала на конкретные ошибки по ходу ответа ученика и после него. Он же рассчитывал, что отвечает хорошо и получит высокую оценку. Нужно назвать те ошибки, которые он допустил, озвучить их, чтобы не возникло ощущения, что учитель необъективен. При ответе он использовал специально подготовленные иллюстрации, поэтому можно задать дополнительные вопросы, дать возможность получить хорошую отметку.

Ситуация 15

Уважаемый учитель с большим опытом работы входит в класс и видит на доске карикатуру на себя. Она выразительная, смешная, точная. Класс молча ждет реакции учителя.
Учитель с интересом рассматривает карикатуру и говорит:
– Поскольку нарисовано очень хорошо, мне жаль это стирать. Пусть художник сначала перенесет это на бумагу. Я хвалю талантливого карикатуриста.
Прогнозирование
В этой ситуации учитель продемонстрировал свою зрелость. Он не воспринял эту язвительную карикатуру как свою личную обиду. Он не стал обижаться на детскую выходку. Он не искал виновника и не пытался пристыдить его. Он избежал бесплодных поучений и морализаторства. Вместо этого он одобрил творческую инициативу и показал уважение к искусству. Такая реакция учителя позволила детям увидеть силу учителя, его самоуважение, сдержанность. Они увидели, что не владеют силой влияния на эмоциональный настрой педагога, и в следующий раз у них не возникнет желания так поступать.
Решение
Талантливый и мудрый учитель никогда не вызывал отрицательных эмоций у своих учеников. Всегда был вежлив и откровенен с ними. Эта ситуация могла бы возникнуть из-за общего настроя класса (класс устал, класс хотел побезобразничать, хотели проявить себя, привлечь внимание), который не мог найти иной выход своим эмоциям, не мог найти другой способ самореализации. К учителю напрямую никаких претензий не предъявлялось. Такое поведение педагога (спокойный интерес, заинтересованное спокойствие) обезоруживает, приятно поражает детей. На положительном примере они учатся в дальнейшем реагировать на жизненные ситуации, учатся уважать других людей, труд и старание других людей.

Ситуация 16

Учитель рисования показал два рисунка своим ученикам и попросил сказать, какой им больше нравится. Алеша, двенадцати лет, долго колебался, прежде чем ответить.
Учитель говорит:
– У нас мало времени. Напряги свой ум, если он у тебя есть.
Посадив мальчика, который залился краской от стыда, учитель продолжил урок под дружное хихиканье одноклассников.
Прогнозирование
Выставлять ученика на посмешище непедагогично. Медлительного ученика не исправить сарказмом, а умственную деятельность не простимулируешь издевкой. Такого рода ситуации порождают ненависть и побуждают к мести. Такой эгоистичный учитель никогда не сможет создать на уроке атмосферу доброго сотрудничества, приятного творчества, что особенно важно на уроках изобразительного искусства.
Решение
Ребенок не виноват, если строение его мозга не позволяет делать быстрые выводы, быстро и четко реагировать на поставленный вопрос, ситуацию.
Это особенности строения организма ребенка, а не его недостаток.
Учитель проявил свою бестактность, проявил свою силу над детьми.
Мудрый педагог знает и учитывает (старается учитывать) особенности своих учеников, направляя течение урока в нужное русло. Колеблющемуся и сомневающемуся ребёнку можно было бы сказать:
– Да, решить действительно нелегко. Трудно сделать выбор. В обоих рисунках, видимо, есть что-то, что тебе нравится. Выбирай то, что подсказывает тебе сердце.
Такой ответ дал бы время ребёнку подумать, выбрать то, что ему действительно понравилось. И его бы решение шло от самого сердца, было бы искренним. Учитель, видимо, забыл, что эстетический вкус нельзя прививать не эстетично.

Ситуация 17

Идет урок, преподаватель рассказывает новую тему, а ученик не слушает его и играет в телефон.
Эту проблему можно решить так:
«Илья (или как зовут ребенка), давай договоримся. Ты сейчас уберешь телефон, так как мне надо продолжить новую тему, на следующем уроке ты будешь вместе со всеми писать по ней контрольную, и я не думаю, что ты напишешь на хорошую отметку, если ты сейчас ее прослушаешь. А мне бы очень хотелось, чтобы у тебя была отличная оценка по моему предмету, да и твоим родителям было бы очень приятно видеть тебя счастливым. А ты как считаешь?»

Ситуация 18

Несколько учеников опоздали на урок на 15 минут…
Решение
Выходов и подходов много. Если это произошло один раз, то можно сказать так: «Мне не очень приятно, что вы опаздываете на мой урок. Давайте так. Вы дожуйте, пожалуйста, булочку в коридоре, а потом зайдете. Но пусть это будет первый и последний раз. Договорились?».
Если же это уже вошло в систему, то нужно определить свод правил, в котором говорится, что если учащиеся опаздывают, то они получают дополнительное домашнее задание.

Ситуация 19

В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».
Решение
Нужно узнать у ученика почему он так думает и поговорить с ним на эту тему.

Ситуация 20

Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!»
Решение
Учитель должен спросить у ученика почему, выслушать его и попробовать доказать, что это задание ему необходимо сделать.

Ситуация 21

Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?»
Решение
Учитель должен выяснить, почему ученик сомневается в себе. Если потребуется провести дополнительную беседу с родителями.
Конец ознакомительного фрагмента.

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов

Использование кейс-технологии при

решении педагогических задач

Методическое пособие

для учителей педагогики и психологии

педагогических классов

средних общеобразовательных школ

Бугульма

МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ

МОУ СОШ № 3 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕЕНИМ

ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

БУГУЛЬМИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА И

ГОРОДА БУГУЛЬМЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРТСТАН

Сборник – МОУ СОШ № 3

Составитель: , учитель педагогики и психологии

Макетирование:

Брошюра содержит п едагогические ситуации, представляющие собой описа­ние реальных фактов и педагогических явлений, зафикси­рованных в жизни школы (других образовательных учреж­дениях), семьи и в других жизненно важных обстоятель­ствах. Содержание охватывает проблемное поле всех участников конфликта: «Учитель – Ученик», «Родитель – Ребенок», «Учитель – Родитель».

Издание предназначено в помощь учителям, работающим с классами педагогической направленности и всем интересующимся исследованиями в области педагогики и психологии.

Использование кейс-технологий в учебном процессе

Метод case-study, или метод конкретных ситу­аций (от английского саsе – случай, ситуация), – это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Непосредственная цель метода case-study совместными усилиями группы учащихся проана­лизировать ситуацию – саsе, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практи­ческое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в кон­тексте поставленной проблемы.

Для того чтобы учебный процесс на основе саsе-технологий был эффективным, необходимы два условия: хороший кейс и определенная методика его использования в учебном процессе.

Идеи метода case-study (метода ситуационно­го обучения) в изучении предметов «Педагогика» и «Основы психологии» достаточно просты:

ØМетод предназначен для получения знаний по педагогике и психологии, истина в которых не имеет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача пре­подавания ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.

ØАкцент обучения переносится не на овладе­ние готовым знанием, а на его выработку, на со­творчество учащегося и учителя; отсюда принци­пиальное отличие метода case-study от традиционных методик – демократия в процессе получения знания, когда школьник по сути дела равноправен с другими учащимися и преподава­телем в процессе обсуждения проблемы.

ØРезультатом применения метода являются не только знания в области педагогики и психологии, но и приобретенные в ходе работы навыки.

ØТехнология метода заключается в следую­щем: по определенным правилам разрабатывает­ся модель конкретной педагогической ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс зна­ний и практических навыков, которые учащимся нужно получить; при этом преподаватель выступа­ет в роли ведущего, генерирующего вопросы, фик­сирующего ответы, поддерживающего дискуссию.

ØНесомненным достоинством метода ситуа­ционного анализа при решении педагогических задач является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей учащихся, профес­сиональных позиций, жизненных установок, свое­образного профессионального мироощущения и миропреобразования.

ØВ методе case-study преодолевается класси­ческий дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения ма­териала – эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много, что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает реальный спектакль.

Основная функция метода case-study – учить учащихся решать сложные неструктурированные проблемы, которые не возможно решить аналитическим способом. Кейс активизирует учащихся, развивает аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями.

Метод case-study относят к одному из «продви­нутых» активных методов обучения.

К преимуществам метода case - study мож­ но отнести:

Использование принципов проблемного обу­чения – получение навыков решения реальных педагогических про­блем, возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем зау­чивание терминов по педагогике и психологии с последующим пересказом, поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраи­вая логические схемы решения проблемы, аргу­ментировать свое мнение;

Получение навыков работы в команде;

Выработка навыков простейших обобщений;

Получение навыков презентации;

Получение навыков пресс-конференции, уме­ния формулировать вопрос, аргументировать ответ.

Первый – знакомство с педагогической ситуацией.

Второй – выделение основной проблемы (ос­новных проблем), выделение факторов, которые могут реально воздействовать.

Третий – предложение тем для «мозгового штурма».

Четвертый – анализ последствий принятия того или иного педагогического решения.

Пятый – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов, указание на возможное возникновение про­блем, механизмы их предотвращения и решения.

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым.

Итоги работы с учебной ситуацией могут быть представлены как в письменной, так и в устной форме. Презентация результатов анализа кейса может быть групповая и индивидуальная. Отчет может быть индивидуальным или групповым в зависимости от сложности и объема задания.

Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания).

Примерный алгоритм последовательности действий учителя при использовании кейс-технологий:

1. Выдача домашнего задания учащимся.

2. Определение сроков выполнения задания.

3. Ознакомление учащихся с системой оценивания решения кейса.

4. Определение технологической модели занатия.

5. Проведение консультаций.

6. Работа над педагогической ситуацией в классе:

Вступительное слово учителя; постановка основных вопросов,

При необходимости распределение учащихся по малым группам (по 4-6 человек в каждой),

Организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков,

Организация презентаций решения в малых группах,

Организация общей дискуссии,

Обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации,

Оценивание учащихся преподавателем.

Что понимается под педагогической ситуацией?

Педагогическая деятельность состоит из решения бесчислен­ного множества педагогических задач – задач по преобра­зованию ситуаций взаимодействия с целью внесения позитивных изменений в развитие личности ученика или группы учащихся. Любая ситуация, возникающая в практической деятельности учи­теля, становится педагогической только тогда, когда осуществля­ется постановка педагогической задачи.

Критериями мастерства учителя в решении педагогической за­дачи могут служить: а) полный и глубокий анализ конкретной ситуации; б) постановка педагогически целесообразной и гумани­стически направленной задачи; в) выбор творческого, нестандарт­ного решения с ярко выраженной эмпатийной основой; г) сотруд­ничество с учащимися в решении педагогической проблемы.

Результаты исследований показывают, что многие учителя не воспринимают возникающие в их практике проблемы как специ­фические педагогические задачи, действуют спонтанно, чаще всего под воздействием эмоций, они пропускают этап анализа ситуа­ции, постановки цели и выдают конечный результат в том виде, как «им кажется».

Решение педагогических задач – необходимое условие совер­шенствования вашего профессионального мышления. Существует множество сборников, в которых собраны различные ситуации, возникающие в практической деятельности учителя. Но самое важ­ное – учиться наблюдать, анализировать конкретные жизненные ситуации, ставить задачи по преобразованию этих ситуаций с це­лью достижения позитивных для окружающих людей и для вас результатов, выбирать возможные варианты, способы действия, которые помогут вам достичь этой цели.

Что понимается под педагогической ситуацией?

Педагогические ситуации представляют собой описа­ние реальных фактов и педагогических явлений, зафикси­рованных в жизни школы (других образовательных учреж­дениях), семьи и в других жизненно важных обстоятель­ствах. Нами они разделяются на три категории: «Учитель – ученик», «Родитель – ребенок», «Учитель – родитель».

Вопросы и задания к задачам предлагают на основе проведенного школьниками анализа оценить позиции и поведение участников, а также предложить варианты выхода из создавшейся ситуации.

Рассмотрим педагогические ситуации и пример их решения. Пожалуй, эти вопросы не могут не волновать практически любого человека. Почему? Все дело в том, что каждый из нас является либо родителем, либо старшим приятелем, либо чьим-то родственником, а значит, время от времени нам приходится сталкиваться с детскими или подростковыми капризами, серьезными обидами или даже жестокими драками.

По мнению опытных специалистов, даже если сложные педагогические ситуации (и пример их решения будет показан ниже, кстати) не входят в сферу вашей профессиональной деятельности, справиться с ними все равно возможно. Для этого нужно всего лишь знать основные законы и правила.

Данная статья расскажет о том, как найти с подрастающим поколением. Про решение педагогических ситуаций в школе, как, впрочем, и дома, будет рассказано с научной точки зрения.

Раздел 1. Что такое ситуация в преподавательской практике?

С появлением ситуативных подходов при воспитании детей все чаще стали звучать такие понятия как «педагогическая ситуация» и «педагогическая задача». Что же подразумевают под собой данные термины? Можно ли рассматривать их в составе такого понятия, как учебная проблема?

Прежде всего, попробуем дать определение.

Итак, педагогическая ситуация - это, как правило, жизненные обстоятельства, факты и истории, возникшие в процессе профессиональной деятельности учителя или воспитателя и породившие определенные задачи и психолого-педагогические условия, которые требуют дальнейшего разрешения.

Некоторые штатные педагогические ситуации, встречающиеся довольно часто, позволяют учителю, воспитателю или родителю быстро проанализировать действия учащихся (домочадцев), определить возникшие задачи и положительно их урегулировать.

Нестандартные (нештатные) педагогические ситуации (и пример их решения, как следствие) бывают сложными, а значит, требуют более длительного периода для устранения, хотя иногда могут быть и совсем неразрешимыми.

Роль таких ситуаций для изучения и оценки образовательного процесса огромна. Почему? Ответ напрашивается сам собой. Именно через такие проблемы можно увидеть имеющиеся достоинства и недостатки всей деятельности.

Раздел 2. Решение психолого-педагогических ситуаций. Что лежит в основе?

Первостепенной причиной данной ситуации служит событие, возникшее в результате каких-либо проблемных факторов в школьной среде. Такие обычно возникают в случае возникновения:

  • недовольства, выраженного в раздраженности или негативном отношении к человеку или предмету;
  • разногласий из-за отсутствия согласованности и сходства во мнениях или взглядах;
  • противостояния в виде соперничества или сопротивления действиям кого-нибудь, чего-нибудь;
  • противодействия - действия, препятствующего проявлению другого действия;
  • разрыва, возникшего в результате нарушения взаимосвязи между кем-нибудь или чем-нибудь.

Раздел 3. Основные действия при обнаружении решения педагогической ситуации

Любое конфликтное событие требует разрешения, и работа учителя заключается в проведении пошаговой детализации всех своих действий.

Такие события могут возникать целенаправленно или случайно. Но, несмотря на причину, они должны разрешаться обдуманно и взвешенно, с учетом интересов всех участников конфликта. Для этого и предназначены решения сложных педагогических ситуаций.

При обнаружении факта необходимо провести описание конкретной педагогической проблемы и определить характер ее содержания. Проведение анализа и оценки ситуации помогает выявить сущность конфликта и сформулировать наиболее значимые задачи. В соответствии с полученной и проанализированной информацией специалист может подобрать конкретные методы педагогической работы.

Выбор вариантов решений во многом зависит от профессионального опыта учителя, а также от его дополнительной теоретической и практической подготовки. Большое значение для урегулирования конфликта имеет умение учителя правильно провести самоанализ и оценку своих действий и принятого решения.

Учителя, имеющие большой профессиональный стаж и опыт, особо не нуждаются в пошаговой детализации своих действий. Но такая методика может помочь в работе с детьми тогда, когда необходимо быстрое и четкое решение педагогических ситуаций в ДОУ, к примеру, или в младших классах средней школы.

Раздел 4. Обнаружение ситуации

В течение педагог постоянно взаимодействует с учащимися и сталкивается с различными трудностями. У опытных специалистов методы решения сложных педагогических ситуаций наработаны годами, начинающим же иногда приходится очень нелегко.

Почему же? Все дело в том, что школьникам сложно ежедневно придерживаться правил поведения и выполнять требования учителей, поэтому в школьной среде возможны нарушения порядка, ссоры, обиды и т. д.

Первое действие - обнаружение факта. К примеру, учитель увидела, как учащийся младших классов испортил ножом перила на лестнице. Либо кто-то из учеников подрался с одноклассником на перемене или не выполнил своих обязательств, а педагог также об этом узнал.

Раздел 5. Пример ситуации

Событие лучше детально описать и озаглавить, что в дальнейшем поможет найти суть конфликта. В поиске истины важен диалог и даже спор.

Вот перед нами готовая педагогическая ситуация. Примеры на самом деле можно приводить бесконечно, мы же разберем, например, ситуацию с порчей лестничных перил, которую можно назвать так: «Это же нельзя!»

Учитель, спускаясь по ступеням, случайно заметила, как ученик пытался резать перила лестницы. Увидев преподавателя, мальчик убежал, забыв даже куртку на площадке. Обо всем случившемся учитель рассказал матери ребенка, которая просто не поверила, что ее сын мог такое совершить. Она была убеждена в том, что сын ее совершенно не виноват, и это сделали другие ребята, ведь они живут в квартире с идеальным порядком и красивой обстановкой, все в семье бережно и аккуратно относятся к вещам и мебели.

На вопрос матери сын признался, что просто хотел попробовать свой ножик в деле. Каково же было удивление и возмущение мальчика, когда учитель предложила ему порезать у себя дома стол или стул. Он просто был уверен, что так делать нельзя, ведь этот стол ему купил отец.

После восстановления картины этой ситуации можно перейти к ее анализу.

Раздел 6. Основные педагогические ситуации, возникающие в дошкольных и школьных учреждениях

Готовое решение педагогических ситуаций с ответами на все вопросы найти практически нереально. Ведь даже для каждой возрастной категории характерны свои стандартные случаи.

Для детей младшего школьного возраста, к примеру, свойственны следующие ситуации:

  • Ябедничество, доносительство и жалобы. Дети знают, что сверстники негативно относятся к ябедничеству и доносительству. Однако школьники постоянно жалуются учителям: «А он у меня забрал…»; «А она у меня списывает…»; «А он толкнул меня» и т. д.
  • Драки, потасовки. Причин агрессивного и жестокого поведения ребенка по отношению к другому лицу множество: из-за разногласий во мнениях и взглядах; из-за желания отомстить, выделиться или утвердиться и т. д. Такое поведение начинает зарождаться и укрепляться еще в младшем школьном возрасте. Впоследствии же могут возникнуть более серьезные психолого-педагогические проблемы.
  • Обмены. Взаимоотношения детей между собой по принципу «я тебе, ты мне» широко распространены и поддерживаются детьми. Но обмен без правил может спровоцировать ссоры и способствовать развитию амбиций, корысти или обиды, приводящих к конфликтным ситуациям.
  • Страхи. Дети младших классов подвержены чувству страха. Они испытывают страх перед родителями, учителями, посторонними людьми, животными и т.д.
  • Порча вещей. Многие дети пренебрежительно относятся к личным и чужим вещам, портят их.
  • Клички и прозвища. В школах дети при общении между собой называют друг друга чаще всего не по именам, а по кличкам, и довольно часто именно с целью унижения достоинства.

Такого плана педагогические ситуации (и пример их решения не будет универсальным) можно перечислять до бесконечности.

Раздел 7. Как правильно проанализировать конфликт

Чтобы правильно проанализировать вышеприведенный пример педагогической ситуации относительно порчи школьного имущества, необходимо получить ответы на следующие вопросы:

  • Кто главный участник этого события и диалога?
  • В чем заключается причина конфликта?
  • Что послужило мотивом этого поступка?

Главным участником события является ученик. К своим личным вещам он относится бережно, но спокойно портит школьное имущество. В основе этого конфликта лежит разногласие. Мальчик уверен, что его поступок не противоречит принятым нормам поведения. Хотя понятно, что нужно беречь не только свои вещи, но и общественные. Свои действия он совершает неумышленно, так как не осознает, что нарушает правила поведения.

Педагогическая проблема, как говорится, налицо. По всей видимости, отец, подарив сыну перочинный ножик, не объяснил основное предназначение этого предмета.

Раздел 8. Какие задачи нужно сформулировать в первую очередь

Анализ события позволяет правильно сформулировать задачи, среди которых следует выделить наиболее значимые. После определения значимости приступают к их решению и урегулированию. В нашем примере возникают следующие задачи:

  • помочь ребенку осознать свою ошибку, чтобы в будущем он не совершал подобных поступков;
  • донести до понимания родителей, что при воспитании нужно уделять внимание таким качествам, как бережливость и аккуратность: ребенок должен бережливо относиться не только к своим вещам, но и к чужим;
  • провести беседу с детьми в классе, где учится мальчик, и не оставлять без внимания случаи, когда школьники портят вещи.

Раздел 9. Способы решения педагогической задачи

Самый трудный этап после обнаружения ситуации - это выбор способа решения.

Можно с уверенностью сказать, что современному учителю это дается совсем нелегко. Конечно, опыт в решении штатных ситуаций имеется, но он до сих пор мало изучен. Именно через разрешение педагогических ситуаций происходит взаимодействие учителя с учащимися, где он напрямую контактирует с ребенком по поводу его конкретного действия и поступка.

Если вернуться к нашему примеру ситуации, то видно, что родителями в воспитании ребенка были допущены ошибки, повлекшие нарушение им общепринятых норм поведения. Первая ошибка родителей - они не приучили сына бережно относиться к посторонним вещам. Вторая ошибка - отец, подарив ему ножик, не объяснил его предназначение. В этом случае педагог может посоветовать родителям обсудить с сыном ситуацию, помочь ему понять неправильность своего проступка, рассказать о назначении перочинного ножа и в дальнейшем совместно с отцом отремонтировать лестничные перила.

Дальнейшая воспитательная работа во многом зависит от эффективности примененного варианта разрешения педагогической задачи.

Раздел 10. Примеры решения

Итак, как говорится, налицо педагогическая ситуация. Примеры решения как этого, так и подобных случаев, рассмотрим ниже. В чем особенности психики и поведения детей, в частности подростков?

  • Детям подросткового возраста свойственна конфликтность, выражаемая как вызов обществу, упрямство. Для них мнение ровесников имеет большое значение и выше мнения взрослых. Самый лучший вариант выхода из этих ситуаций - попытаться понять их и причину такого поведения, учитывать их мнение, предоставить больше подконтрольной самостоятельности, сотрудничество.
  • Проявление тревожности, нестабильного эмоционального состояния, страха, застенчивости или неумения общаться со сверстниками. Что делать? Стараться не сравнивать с окружающими, больше использовать телесный контакт, способствовать меньше делать замечаний в адрес ребенка (только в крайних случаях), быть во всем примером. Также в этом случае лучше не заставлять подростка участвовать в каких-либо соревнованиях и работах, учитывающих скорость.
  • Воровство, кража чужих вещей. При выявлении подобного поступка педагогу следует поговорить с подростком, попытаться его убедить в необходимости возврата вещи владельцу с извинениями. Чтобы его поддержать, можно отправиться вместе с ним, но только в роли молчаливого сопровождающего. Если в классе знают о случившемся, то необходимо с детьми обсудить этот неприятный поступок. При этом следует выслушать мнение каждого и совместно сделать вывод. Дети должны понять, что такие действия противоправны.
  • Ложь, обман. При обнаружении факта обмана обсудить с ребенком ситуацию и объяснить дальнейшие негативные последствия для него и для других. Главное, чтобы он понял, что ложь ведет к потере доверия окружающих людей.
  • Одиночество, замкнутость, сильная ранимость, вспыльчивость и раздражительность. С помощью индивидуальных бесед помочь ребенку избавиться от этих объяснить, как их сгладить и преодолеть. В коллективе стараться хвалить подростка и подчеркивать его положительные качества.
  • Отрицательное лидерство. С таким ребенком лучше не спорить и не конфликтовать, не делать замечаний в присутствии других. Надо постараться найти с ним контакт и подружиться, подсказать, как стать настоящим лидером, имеющим авторитет.
  • Проявление школьного «буллинга» - социального явления, выраженного в агрессивном настрое с преднамеренным преследованием, жестокостью, оскорблениями и унижениями других детей в присутствии сверстников. Важно помнить, что педагог, заметив такое явление, не должен акцентировать на этом внимание и выносить на всеобщее рассмотрение. Это может настроить зачинщиков еще более агрессивно против своей жертвы, что, в свою очередь, заставит пострадавшего испытывать еще большую неуверенность в себе и стыд. Особое внимание необходимо уделять развитию способностей к творчеству, умственным преобразованиям и креативному мышлению. В основу воспитания также должно входить развитие эмпатии - чувства сопереживания эмоциональному состоянию другого человека.

ТЕМАТИКА И ОБРАЗЦЫ КЕЙСОВ ПО ПЕДАГОГИКЕ

для государственного экзамена по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» (ФГОС ВПО по направлению 050100 «Педагогическое образование», утв. 17 января 2011 г. N 46, срок обучения – 5 лет)

Матрица компетенций, представленных

в экзаменационных заданиях по педагогике

Коды

Компетенции выпускника бакалавриата

Номер кейса

ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ

Владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

№1, №2, № 3

Владеет готовностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности

№ 4, №5, №6 №7, № 8

Владеет готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

Владеет способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся

№12, №13, №14

Владеет готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса

№15, №16, №17,№18

Владеет способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии

Владеет готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами

№23,№24 №25

Владеет способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности

Владеет способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования

№28, № 29 № 30

ПРИМЕРЫ КЕЙСОВ ПО ПЕДАГОГИКЕ

для государственного экзамена по направлению 050100 «Педагогическое образование» (ФГОС ВПО по направлению 050100 «Педагогическое образование)

Кейс № 0 .

(ПК-4 Владеет способностью осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии)

Описание:

Катя, ученица 7-го класса за лето очень выросла. Страдает оттого, что её рост уже сейчас 175 см. В классе она теперь намного выше всех. К доске выходит, сгорбившись, сутулится. Постоянно слышит реплики мальчишек: «Эй, каланча!». Учителя тоже постоянно делают замечания по поводу осанки. Каждый выход к доске – страдание. Поэтому иногда Катя отказывается отвечать – пусть лучше «два», чем ещё одно унижение. Успеваемость ученицы с начала года резко снизилась.

По многим предметам у нее оценки только за письменные работы, а скоро конец четверти.

Вопросы и задания:

    Проанализируйте педагогическую ситуацию, поставьте и решите педагогическую задачу.

    Какую личностно-ориентированную ситуацию можно смоделировать для Кати? Для класса?

    Какой стратегии должен придерживаться педагог, чтобы минимизировать стресс ученицы при ответе у доски?

Кейс № 0.

(ПК-6 Владеет готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами)

Описание:

Одно из важнейших направлений сотрудничества педагогов школы и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье, где чаще всего это нарушается.

Большинство родителей считают допустимым шлепнуть ребенка за провинность – за дело ведь, накричать – а чтобы язык не распускал, назвать идиотом и тупицей – чтобы учился лучше и действительно таковым не стал. При этом они не видят в таких «воспитательных мерах» ничего предосудительного – что такого, ведь они действуют исключительно из благих побуждений, да и их самих именно так и воспитывали. На самом же деле это самые настоящие проявления насилия – физического или психологического, которое и является самой распространенной формой нарушения прав ребенка.

Осознавая ответственность семьи и школы за ребенка, за соблюдение его прав, педагогический коллектив школы принял решение познакомить родителей с законодательными актами, направленными на защиту прав и достоинств ребенка. Одной из форм решения поставленной задачи выступило проведение общеклассных родительских собраний. Учителями были разработаны и проведены собрания на тему «Права ребенка».Познакомьтесь с планом-конспектом, разработанным учителем истории и естествознания, и ответьте на предложенные вопросы.

Материалы кейса: План-конспект родительского собрания.

Тема: Права ребенка.

Цели : ознакомить родителей с основными положениями Конвенции о правах ребенка-главного документа по вопросам защиты детей во всем мире, в том числе нашей стране; обсудить причины нарушения прав детей и пути их решения на конкретных жизненных ситуациях, а также разъяснить, что знание юридической основы отношений между взрослыми и детьми является признаком политической культуры каждого человека.

Материалы : текст Конвенции о правах ребенка для каждого родителя, карточки с описанием конкретной ситуации взаимоотношений родителей и детей.

Ход собрания.

К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Уважаемые родители! Сегодняшнюю встречу, мы посвятим правам детей. Эта тема очень актуальна. В связи с вступлением нашей страны на новую ступень развития, полностью изменилась правовая база. Для обеспечения нормальной жизни каждый человек должен знать свои права, а государство обязано обеспечивать их выполнение. Особенно важными являются законы, защищающие права ребенка. Ведь дети самые уязвимые члены нашего общества.

Перед вами лежит Конвенция о правах ребенка, которая принята Генеральной Ассамблеей ООН. Будучи демократической страной, подписав ее, Россия обязалась выполнять все ее положения.

Семья. Родители и дети... Сколько смысла в сочетании этих слов. В первую очередь они ассоциируются с ощущениями любви и радости. Исходя из данной позиции, кажется неуместным говорить о правах ребенка, так как здесь есть намек на их нарушение родителями. Ведь каждый родитель любит свое чадо больше всего на свете. Смысл любой нормальной семьи заключается в воспитании детей. Родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребенка, желании понять, посмотреть и оценить мир его глазами. Только тогда находится общий язык и изживаются противоречия между двумя поколения. Стать мудрым другом и наставником своего чада, стараться ненавязчиво, мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы,- вот условия истинной родительской любви.

С другой стороны, семья-микрообщество, куда попадает ребенок при рождении. Причем не может выбрать, в какой семье ему родиться. Каким он придет в общество, как раз определяет семья. Ведь именно в семье формируются основные нормы морали, поведения в обществе. В нашем информационном, быстро меняющемся мире актуальным является вопрос конфликта возрастов, причем психологи наблюдают тенденцию уменьшения разницы возрастов. Сейчас она составляет 10 лет. Это означает, что есть проблемы детей, которые по объективным причинам могут быть не поняты родителями.

Зачастую, дети страдают от конфликтов, происходящих между родителями. Кризис в семье имеет ряд отрицательных последствий. И самым тяжелым из них является психическая травматизация детей, которые в любом возрасте страдают от нездорового психологического климата в семье. Ведь не секрет, что выяснение отношений между родителями происходит на глазах у ребенка. Дефекты семейного воспитания обязательно негативно отразятся на отношении ребенка к его будущей семье.

Еще одна серьезная проблема для ребенка это разрушение семьи. Психологи пришли к выводу, что родители преодолевают кризис развода за счет вымещения свое нервное напряжение, обиды и недовольство на своем ребенке. Если родители решили расстаться, то не должны усугублять и без того трагическую ситуацию постоянными выяснениями отношений, тем более при ребенке. Дети оказываются «меж двух огней», когда родители враждебно настраивают ребенка друг против друга. Дальше могут последовать запреты на возможность видеться с одним из родителей. Таким образом, складывается практически не решаемая для ребенка проблема, так как он не в состоянии объективно оценить сложившуюся ситуацию. Необходимо отметить возможность усугубления проблемы в связи с возрастными особенностями детей. Подросток особо остро реагирует на конфликты между родителями. Если он бывает не понят в семье, то старается найти понимание в другом месте…

В приведенных выше ситуациях, может быть не умышленно, но родителями нарушены права ребенка. Каждому родителю и ребенку необходимо знать права и обязанности друг перед другом. В нашей стране, помимо Конституции, семейно-брачные отношения регулируются Семейным кодексом, Гражданским кодексом РФ, а также международными документами- Декларацией прав ребенка и Конвенцией о правах ребенка. Знание их обеспечивает политическую культуру родителей и детей.

Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1991году. Основой этого документа является подтверждение того, что дети в силу своей уязвимости нуждаются в особой заботе и охране со стороны семьи, а также необходимость правовой и другой защиты ребенка до и после рождения, а также важность уважения культурных ценностей народа, к которому он принадлежит; жизненно важная роль международного сотрудничества в деле защиты прав ребенка.

Ребенком в нашей стране признается лицо, не достигшее 18 лет. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями и сестрами, на защиту от злоупотреблений родителей. В противном случае может обращаться в специальные органы опеки и попечительства, с 14 лет - в суд. А также имеет право на выражение своего мнения в решении касающихся его семейных вопросов, на выступление в ходе судебного разбирательства (с 10 лет учет мнения ребенка обязателен), на участие в решении вопроса о фамилии (с 10 лет изменение фамилии может быть произведено только с согласия ребенка). С шести лет ребенок может совершать самостоятельно мелкие сделки (например, что-то покупать в магазине, делать и принимать подарки и т. п.), а уже с 14 лет законы определяют большую свободу действий (появляется личное имущество, которым подросток может распоряжаться свободно).

Чтение и обсуждение отдельных статей Конвенции совместно с родителями.

К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Считаю важным выделить обязанности родителей, которые зачастую соединены с их правами: воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье (физическом, психическом, нравственном и духовном), обеспечить получение детьми основного общего образования, выбирать учебные заведения (с учетом мнения детей), выступать в защиту интересов детей. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей.

Разбор конкретных ситуаций, касающихся родителей и детей .

    На автобусной остановке молодая женщина кричала на мальчика. Тот плакал, пытаясь увернуться от ударов. Прохожие вмешались и потребовали прекратить издевательства. Молодая женщина ответила: «Это мой сын, и я воспитываю его, как считаю нужным».

    Распалась семья. 14 летняя дочь тайком встречается с отцом, так как мать с угрозами наложила запрет на любые контакты с отцом.

    Ребенок в первый раз за время учебы получил «5» по истории (с этим предметом он был в не ладах). Его ликование папа, не отвлекаясь от газеты, встретил коротким «хорошо», мама вопросом «а посуду ты помыла?». Ребенок тихо отправился в свою комнату.

    За «2» папа наказал сына ремнем.

К л а с с н ы й р у к о в о д и т е л ь. Конечно же, вы, уважаемые родители, обычно своим детям желаете только счастья и добра. Ваше нетерпение объясняется стремлением как можно быстрее добиться хороших результатов в воспитании. Да, в семье не всегда выполняются перечисленные выше законы, так как отношения, которые устанавливались веками, не так уж просто изменить. И в наше время встречаешься с мнением, что ленив тот родитель, который не использует розог при воспитании детей. В ответ вспомним народную поговорку: «Детей наказывай стыдом, а не грозою и бичом».

Задание:

1. Проанализируйте представленный материал и определите ценность разработанного учителем плана-конспекта родительского собрания, опираясь на знание о сущности сотрудничества школы и семьи в правовом воспитании?

2. Насколько родительские собрания эффективны в решении задач правового воспитания? Какие формы сотрудничества школы и семьи предложили бы вы? Обоснуйте свой ответ.

3. Если учитель обнаружит факты физического насилия ребенка в семье, как он должен поступить? Знание каких федеральных и международных нормативных документов поможет учителю защитить права ребенка?

trify.ru - Советы. Программы. Операционные системы. Живые обои